Виды господдержки. Государственная поддержка

Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виды господдержки. Государственная поддержка

Малый бизнес имеет большое значение в рыночной экономике, рядом преимуществ обладают страны с высоко развитой экономикой, на высокие показатели других стран обращают внимание ученые, что приводит к выявлению проблем развития малого предпринимательства в России.

В интересах государства заключается стимулировании предпринимательской активности, с помощью осуществления программ развития малого бизнеса. Развитие малого бизнеса приведет к увеличению рыночной экономики.

Развивая малый бизнес можно решать ряд проблем, повысить эффективность производства, занятость населения, стимулируя развитие конкуренции, обеспечивая внедрение инвестиций в инновационную деятельность, с помощью усовершенствования государственной и муниципальной политике. Малый бизнес нуждается в государственной поддержке, это необходимо для развития экономики страны, а также международного престижа. Увеличение малого бизнеса приведет к увеличению доли валового внутреннего продукта, валового регионального продукта, а также дохода от налоговых сборов в федеральные, региональные и местные бюджеты.

Малый и средний бизнес существенно вырос за последние время. По данным Министерства экономического развития, можно сказать, что малые и средние предприятий в основном осуществляет деятельность в сфере услуг, общественного питания, не большая часть в строительстве, и небольшая часть предприятий задействовано в развитии инновационной деятельности, сфере медицины.

Основываясь на практике государств с развитой рыночной экономикой, авторы отмечают значимую роль малого предпринимательства, что постепенное формирование малого предпринимательства является важным условием эффективного решения возникающих проблем: развития конкурентоспособных культурных рыночных взаимоотношений, содействует наилучшему удовлетворению потребностей общества в товарах и способствует структурному изменению экономики.

Малое предпринимательство придает экономике эластичность, мобильность, подвижности; привлечения собственных средств населения с целью формирования производства. Государственная политика в взаимоотношениях с предпринимательской деятельностью способна быть успешной лишь в том случае, если её тенденции сходятся с внутренним элементам формирования самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства в главную очередь проявляется в поддержке процесса саморазвития бизнеса, направленная в ослабление либо предотвращение преград с целью саморазвития, используя обширный комплекта инструментов и стимулов в достижении общих социально-экономических целей .

В основе государственного регулирования и поддержки малого бизнеса применяются законодательно правовая и финансовая база. Государство создает необходимые для предпринимателей инфраструктуры, которые оказывают предпринимателям необходимые услуги для реализации проектов. Государство способствует развитию консультационных фирм, а также включает в себя подготовку кадров нужной квалификации.

Роль государства как участника предпринимательского процесса выражается в различных ситуационных условиях развития малого бизнеса. Государство способно замедлять развитие предпринимательства, есть ли существует неблагоприятная обстановка для осуществления предпринимательской деятельности. Способен стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов, является ускорителем предпринимательского процесса, привлекая новых экономических агентов.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя различные мероприятия (табл.4).

Таблица - 4 Государственные и муниципальные мероприятия поддержки малого предпринимательства

Перечень мер принимаемых в государственных и муниципальных программах поддержки малого предпринимательства

Их составляющее

Мероприятия по развитию инфраструктуры

Формирования и поддержки малого предпринимательства на федеративном, областном и районном уровне.

Мероприятия по вовлечению социально не защищенных слоев населения

Инвалидов, женщин, молодого поколения, уволенных в отставку военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения.

Мероприятия по обеспечению предоставления итогов учено - экспериментальных, экспериментально-конструкторских и научно-технических трудов, инновационных проектов

Стимулирование инновационных проектов

Мероприятия по предоставлению субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов

Невыгодные и бесприбыльные компании на льготных условиях

Меры по предоставлению возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств

Общее описание без адресной направленности

Финансовое предоставление муниципальных и городских проектов помощи малого предпринимательства осуществляется каждый год за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, и иных источников, в соответствие с Федеральным законом . Объем ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации. Общественные организации и компании различных организационно - правовых форм собственности, имеют право самостоятельно создавать и осуществлять проекты поддержки малого предпринимательства, создавать фонды его поддержки, а также вносить предложения в органы исполнительной власти о введении созданных планов в программы поддержки малого предпринимательства.

В основу государственной поддержки входит финансовая помощь только что вступивших либо вступающих в сферу деловой активности предпринимателей, с этой целью выполнения сформированных специализированных программ поддержки предпринимателей, в которых также предусматриваются мероприятия по льготному кредитованию, налогообложению. Государственные органы заинтересованы защищать интересы малого предпринимательства, с целью выполнения запланированных государственных программ .

Государственная поддержка предпринимательства удерживается макроэкономическими критериями. Основные события данных программ ориентированы, в первую очередь на решение ограничивающих условий формирования предпринимательства, как:

недостаточная организация налогообложения;

непостоянность экономного финансирования федеральных и областных проектов помощи предпринимательства;

неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков; недостаток элементов самофинансирования;

ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых компаний;

отсутствие надежной общественной безопасности и защищённости бизнесменов;

организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

административные барьеры.

В качестве поддержки малого предпринимательства включена компенсация кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Требование компенсации формируются соглашением между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки. Помимо этого, предоставляется покрытие убытков страховым учреждениям целиком либо отчасти не полностью недополученных при страховании дохода. Требование компенсации формируются соглашением между страховой организацией и фондом поддержки малого предпринимательства. Предоставление роли субъектов малого предпринимательства выполнения правительственного заказа в виде производства товаров (услуг) с целью муниципальных потребностей. Заключается государственный договор на закупку и поставку продукта, товаров (услуг) должны размещать у субъектов малого предпринимательства не меньше 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства .

Минэкономразвития РФ реализует комплекс мероприятий включая следующие направления:

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов);

поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, предназначенные для экспорта;

улучшение концепции кредитования субъектов малого предпринимательства;

развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

поддержка региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

а) Механизмы нормативно-правового регулирования. Основным нормативным актом является Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" . В законе основная роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

б) Механизмы финансовой поддержки. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства применяется согласно Постановлению Правительства РФ "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" .

в) Механизмы имущественной поддержки. Имущественная поддержка оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение или пользование государственного, или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств, инвентаря, инструментов: на возмездной основе, на безвозмездной основе, на льготных условиях.

г) Механизмы предоставления инфраструктурных услуг. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства подразумевает следующее:

формирование системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

создание центров и агентств по развитию предпринимательства, фондов содействия кредитованию, акционерных инвестиционных фондов и закрытый паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого предпринимательства .

В качестве поддержки малого предпринимательства в 2015 года вступил закон с внесенными поправками, включающий в себя право для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на неуплату установленных налоговых ставок, качестве выбирают системы налогообложения УСН или ПСН, в течение двух лет, в зависимости от региона в котором осуществляется деятельность, а также в сферах деятельности, кроме производственных, социальных, научных, а также данные поправки не будут относиться к предприятиям, превышающим численность сотрудников .

Государство предоставляет также перечень различных субсидий малому и среднему бизнесу:

субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства;

субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства;

субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов;

субсидирование возмещение части затрат в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

субсидирование экономического развития инновационной деятельности .

Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО "МСП Банк") реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными задачами Банка является, предоставить равные возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к доступным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в том числе в регионах со сложной социально - экономической ситуацией и моногородах. А также обеспечить предельно обширный спектра форм и методов поддержки МСП через банки-партнеры и различные виды организаций инфраструктуры .

В 2014 году была создана национальной системы гарантийных организаций, ядром которой считается открытое акционерное общество "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий", созданное в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 740-р.

Уставной фонд Агентства составляет 50 млрд. руб. Единственным учредителем и акционером выступает Российская Федерация в лице Росимущества, полномочия акционера осуществляет Минэкономразвития России.

Основными тенденциями работы учреждения считаются:

обеспечение "контргарантий", в рамках которого Агентство выступает гарантом вместе с областными гарантийными организациями при кредитовании проектов в неторговом секторе стоимостью от 50 млн. руб. до 1 млрд. руб.;

предоставление прямых гарантий субъектам МСП.

Применение механизма "контргарантий" дает возможность использовать источник региональных гарантийных организаций и увеличить объемы кредитования субъектов МСП, в том числе за счет разработки общих условий и стандартов деятельности региональных гарантийных организаций и расширение их возможностей по предоставлению поручительств, а также оказание методической поддержки по их внедрению. Формирование общих условий к региональным гарантийным организациям, процедурам предоставления гарантий предоставит возможность облегчить и удешевить процесс предоставления кредитов под поручительства региональных гарантийных организаций .

Согласно статическим исследованиям, 70% людей, желающих начать свой собственный бизнес, не продвигаются дальше разговоров.

И лишь у 30% населения намерения настолько серьезны, что они готовы посвятить все свое время развитию определенной деятельности.

Значение малого бизнеса для страны

Развитие экономики государства во многом зависит от малого предпринимательства, так как:

  • Оно является важным сектором экономики. Данные субъекты более легко переносят внешние изменения. Общий экономический спад России в начале 90-х годов был компенсирован как раз за счет таких предприятий и их способности быстро адаптироваться в условиях новых рыночных отношений. Государственные учреждения не смогли справиться с конкуренцией, ввиду чего разрушились или были подвергнуты приватизации.
  • Малый бизнес – основной источник налоговых отчислений. Небольшие компании формируют бюджеты разных уровней. Они отчисляют налоги в бюджет, создают рабочие места, предоставляют населению возможность заработать. Кстати, данная группа налогоплательщиков более надежная, чем представители крупного бизнеса.
  • Малые предприятия развивают инновационные технологии. Некоторые организации интересуются развитием новых научно-технических изобретений. Такая деятельность приветствуется государством, поэтому предприниматели могут рассчитывать на дотации и дополнительное субсидирование.
  • Они обеспечивают занятость людей, что положительно отражается на уровне безработицы. Небольшое количество сотрудников способствует сплоченности коллектива, что не всегда наблюдается на крупных предприятиях. От этого возрастает трудовая мотивация и улучшаются результаты труда. Не менее важным является тот факт, что за трудоустройством могут обратиться социально нестабильные слои населения, а именно: молодежь, женщины, иммигранты и т. д. Именно здесь можно получить необходимый опыт, подняться по карьерной лестнице и самореализоваться.

Основные проблемы предпринимателей

Абсолютно естественной реакцией человека, решившего заняться каким-либо новым видом деятельности, является страх. Как маленький ребенок боится сделать первый шаг, так и взрослого страшит неизведанное. Полностью избавиться от страха, конечно, невозможно, но снизить его границы необходимо. Для этого стоит пообщаться с более успешным предпринимателем, набраться у него опыта.

Каждый человек рассчитывает на получение хорошего дохода. Основной проблемой многих начинающих бизнесменов является поиск денежной ниши.

Гораздо правильнее посвятить себя той области, в которой человек обладает определенными знаниями, умениями и навыками, и к которой у него проявляется интерес.

После определения подходящей ниши нужно задуматься о том, с чего начинать и какое направление является наиболее правильным. Выполнить все без ошибок, конечно, не удастся, но тщательный анализ – половина успеха.

После старта деятельности начинают появляться различные вопросы, связанные с выбором лучшего, определением оптимальной стоимости, привлечением дополнительных финансов и их правильным распределением. Решить проблемы может общение с успешным бизнесменом.

Каждый предприниматель должен усвоить «принцип Парето»: 20% действий приводят к 80% результата.

Следовательно, первостепенными и важными являются только 20%, а остальные 80 нельзя назвать особенно существенными. В общем, все свои силы следует направлять только на те действия, которые приводят к результату.

Еще одна проблема начинающих бизнесменов – отсутствие дисциплины. Прежде чем открывать свое дело, нужно убедиться в собственном жгучем желании, иначе успех вряд ли будет достигнут.

В чем осуществляется поддержка?

Любой развивающийся проект нуждается в инвестициях, которые можно попросить у государства.

Так, правительство Москвы готово предоставить открывшемуся бизнесу полмиллиона рублей . Данный вид субсидии является безвозмездным предоставлением средств со стороны бюджета города юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, что частично или полностью возмещает затраты бизнесмена.

За данной субсидией к правительству Москвы могут обратиться малые и средние компании, регистрация которых была осуществлена не более 2-х лет назад.

Денежная поддержка может быть потрачена:

  • на приобретение необходимых средств для ведения деятельности;
  • на обустройство и оборудование рабочих мест;
  • на закупку сырья и необходимых материалов (не более 30% от общей суммы);
  • оплату арендных платежей.

Денежная помощь от государства оказывается в соответствии со следующим главным условием: основная часть полученных средств должна быть потрачена на нужды компании.

Виды субсидий и грантов

Чтобы получить государственное субсидирование, начинающий предприниматель обязан последовательно выполнить следующие действия:

  1. Стать на учет в центре занятости.
  2. Собрать и предоставить необходимый пакет документов, подтверждающий .
  3. Подать агенту службы занятости бизнес-план, в котором подробно расписаны цели, требующие государственной поддержки.

Данная помощь предоставляется единожды и только в том случае, если центр занятости не справился с подбором подходящего рабочего места для человека. Размер субсидии равняется величине годового пособия по безработице.

Иной способ получения помощи – подача документов в органы местного самоуправления в соответствии с местом жительства. Сумма поддержки здесь гораздо больше, правда и получить ее сложнее – конкурс выше.

Федеральное субсидирование осуществляет Фонд содействия малым предприятиям в сфере науки и техники. К наиболее выгодным программам относятся:

  • «Старт» . Право подать заявку на участие есть у любой фирмы, существующей на рынке не более 2-х лет и еще не реализовавшей свой продукт (размер ежегодной выручки не должен превышать 0,3 миллиона рублей). Исследовательская и конструкторская деятельность может быть профинансирована максимум на 6 млн. руб. за 3 года.
    Программа предусмотрена для нескольких направлений: биотехнологии, инновационная медицина, IT, разработка инновационного оборудования и материалов. После того, как вся сумма субсидии будет выплачена, ежегодная выручка должна увеличиться до размера предоставленной помощи, а сотрудников с основным местом работы на предприятии должно быть не меньше половины от всей численности рабочих.
  • «Развитие» . Данная программа предусмотрена для компаний, которые образуют собственную нишу, имеют свою историю научной работы и определенный уровень движения средств. Программа позволяет получить до 15 млн. руб., но не более размера личных средств, вложенных в деятельность. Помощь направлена на повышение выручки и рентабельности.


Среди ведомственных программ можно выделить:

  • Две программы для сельскохозяйственной отрасли, направленных на поддержку фермеров и развитие животноводства. Подобные гранты можно тратить на строительство животноводческих ферм, приобретение животных, обустройство быта.
  • Программу, стремящуюся поддержать организации, занимающиеся производством высокотехнологичного характера, а также внедряющих науку в различные бизнес-процессы. За выделением средств следует обращаться в Министерство образования.
  • За развитие народного промысла отвечает Министерство промышленности и торговли. За счет государственной помощи можно закупить сырье, организовать логистику и значительно продвинуть промысел. На финансирование не могут рассчитывать предприятия, не входящие в список организаций, занимающихся народным промыслом, поддержка которого осуществляется за счет федеральных средств.

В рамках региональных программ компания, ничего не должная государству, может рассчитывать на следующую помощь:

  • Субсидии для организации собственного дела . За получением поддержки может обратиться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрировавшийся не более 1 года назад. В Москве выделяется до 500 тыс. руб., в регионах – до 300 тыс. Субсидия повышенного размера может быть выдана предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью. Тратить деньги можно на приобретение основных средств, оплату аренды, обеспечение рабочих мест и закупку сырья.
  • Субсидии для приобретения основных средств в лизинг . В каждом отдельном регионе установлены свои правила выдачи данной суммы: либо на внесение первоначального взноса, либо на полное погашение лизинговой задолженности, либо на обе цели. Размер помощи варьируется от 300 тыс. до 10 млн. руб. (конечная сумма зависит от стоимости основных средств).
  • Субсидии по кредиту . Такая помощь не предусматривает компенсацию тела займа, ее предметом является часть процентов за использование кредитных денег.
  • Субсидии для участия в выставках – регион компенсирует предприятию денежные средства, потраченные на участие в подобном мероприятии.

Многие нюансы различных форм поддержки разобраны на следующем видео:

Где и как искать помощь от государства?

Малый бизнес, которому необходима финансовая помощь, должен принять участие в конкурсном отборе. Ему необходимо не просто собрать пакет уставных и регистрационных документов, но и внимательно заполнить специальную заявку, сведения которой и будут основанием для отбора участников программы.

Каждый значимый критерий зарабатывает определенный балл. На основе полученных результатов осуществляется выбор наиболее достойной кандидатуры, которая заслуживает поддержки государства.

К основным оценочным критериям относится:

  • количество создаваемых рабочих мест;
  • эффективность для бюджета (размер налогов и сборов);
  • социальный уровень бизнеса;
  • ряд других специфических параметров.

Начинающий бизнесмен обязательно должен предоставить тщательно разработанный бизнес-план с подробной информацией о целях получения поддержки, основных затратах, сроке окупаемости и доходности.

Кроме того, предприниматель может обратиться за помощью к местным органам самоуправления, правда конкурсная основа здесь гораздо более выражена, так как многие хотят получить помощь, но государство не может инвестировать в каждого.

Последние новшества

Если исходить из сложившихся тенденций, можно смело сказать о том, что государственных программ, направленных на поддержку бизнеса станет еще больше. Данная область экономики считается наиболее приоритетной, поэтому государству выгодно ее расширять и укрупнять.

Несколько новых решений направлены на налоговую отрасль, трудовые взаимоотношения, страхование бизнеса и работу кредитных организаций.

Экономическая ситуация в стране такова, что государство вынуждено удерживать мелких предпринимателей гарантированным спросом на их товары и услуги. Так, например, законодательно установлен определенный процент закупки гос. учреждениями товаров у субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с указом президента планируется формирование государственной корпорации по развитию малого бизнеса. В основу этой организации должно лечь Агентство кредитных гарантий. Главная задача корпорации – формирование стабильного и долгосрочного спроса на товар, предлагаемый представителями данного класса предпринимательства.

Кроме того, Министерству экономического развития поручено разработать стратегию, направленную на развитие среднего уровня бизнеса. Срок действия данной программы – 15 лет . В августе 2015 года произошло завершение только первого этапа. В случае успешной реализации, к 2030 году мелкие и средние предприниматели займут около 45% ВВП государства вместо сегодняшних 21%.


Это источник рабочих мест, способствующий развитию определенного региона и росту конкуренции на рынке. Но такому предприятию нужна помощь, чтобы оставаться на плаву до получения первых прибылей.

Поддержка малого бизнеса и предпринимательства – совокупность мер по созданию оптимальных условий для развития и стабилизации небольших предприятий. Она включает в себя не только денежную помощь, но и ряд других мероприятий.

Существуют федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Реализуемые в федеральной программе мероприятия и требования определяет приказ Минэкономразвития России на определенный год.

Приказ создается на основе законодательства РФ, в частности, на основе Федерального закона №209-ФЗ , постановлений Правительства РФ.

Федеральная программа действует на всей территории России, также она является образцом для создания региональных программ для каждого субъекта РФ. Региональный план создается в среднем на 5 лет.

Какие формы поддержки малого бизнеса существуют в России

  1. Субсидирование;
  2. Обучение;
  3. Предоставление льготных кредитов;
  4. Бесплатное участие в выставках и ярмарках;
  5. Бесплатные консультации;
  6. Аренда помещений и земли.

Обучение

Региональные Фонды по развитию бизнеса организуют лекции, тренинги, собрания по основам предпринимательства. На занятия по предварительной записи может прийти любой желающий.

Лекции ориентированы для начинающих предпринимателей, в них освещаются основные вопросы планирования, налогообложения, уделяется внимание способам расширения дела, привлечения покупателей и другим актуальным темам.

Участие в выставках и ярмарках

Одним из направлений планов по развитию бизнеса является организация выставок продукции и ярмарок в различных регионах России.

Консультирование специалистов

Консультативная господдержка оказывается на базе центров занятости , подразделений Федеральной налоговой службы, фондов по развитию бизнеса.

Специалисты отвечают на вопросы по налогообложению, бухгалтерскому учету, планированию деятельности, рассказывают про возможности получения других видов государственной помощи.

Льготное кредитование

Вопросы льготного кредитования оговорены в Федеральном законе №209-ФЗ . Кредиты предоставляются АО «МСП Банк», банками-партнерами и другими организациями.


Перед обращением в банк необходимо стать субъектом малого или среднего предпринимательства, правильно определить вид запрашиваемых услуг (микрозайм, кредит, лизинговые услуги и др.) и обратиться в региональный банк-партнер или в организацию инфраструктуры поддержки с пакетом документов.

Документы собираются в соответствии с требованиями той организации, у которой запрашивается кредит. После подачи документов банк проверяет соответствие организации критериям отбора и выносит решение о предоставлении кредита.

Кредиты не предоставляются следующим организациям:

  • страховым компаниям, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, ломбардам, биржевым брокерам;
  • представителям игорного бизнеса;
  • предприятиям, осуществляющим продажу или производство подакцизных товаров, указанных в статье 181 Налогового кодекса РФ;
  • предприятиям, добывающим полезные ископаемые;
  • нерезидентам РФ.

Аренда помещений и земли

После получения денег необходимо ежемесячно представлять отчет о потраченных средствах. Деньги нужно израсходовать в течение года, иначе остаток придется вернуть. Подробнее о госпрограммах в конкретном субъекте РФ можно узнать на сайтах своего региона.


Введение …………………………………………………………..

Основы государственной поддержки малого бизнеса в России

Государственной поддержки малого бизнеса в наше время.

Формы и методы поддержки предпринимательства

Основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка на уровне субъектов Российской Федерации

Поддержка предпринимательства на муниципальном уровне

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2002 — 2020 ГОДЫ

Список литературы

Введение

Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

В мировой практике считается нормой государственное поощ­рение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам фи­нансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу лю­бой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и эконо­мический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на пла­ву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латин­ской Америки - мелкое и среднее предпринимательство находит все более широ­кую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уде­ляют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Цели государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства:

1) обеспечение благоприятных условий устойчивого роста малого предпринимательства;

2) повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого бизнеса;

3) опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой области и малым бизнесом страны в целом.

Развитие малого предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе.

1.Основы государственной поддержки малого бизнеса в России

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочеред­ных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

Освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в тре­тий и четвертый года работы с момента их регистрации;

Возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми пред­приятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

Освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога- физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фон­ды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

Предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

Распространение на малые предприятия, образованные в результате выделе­ния (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

Сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

Уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добав­ленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения ин­тересов государства виды деятельности:

Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

Производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народ­ного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

Строительство объектов жилищного, производственного и социального на­значения;

Инновационная деятельность.

Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.

Установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техни­ки, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного на­значения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответ­ственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов дея­тельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занима­ющиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд под­держки малых предприятии и развития конкуренции.

В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица, - от упла­ты НДС.

Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а так­же других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в час­ти повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

Привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государствен­ные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при усло­вии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

Отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецеле­вому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйствен­ной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

Переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финан­сового лизинга.

В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки мало­го бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь фе­деральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

Несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности анали­тических разделов и блока практических мер;

Декларативность, расплывчатость поставленных задач;

Чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;

Нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов (за­планированные на 1996 г. увеличение в 1, 5-2 раза числа малых предприятий и со­здание около 1 млн новых рабочих мест на деле обернулись падением первого по­казателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению с 1995 г.).

Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами - были перечис­лены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, тру­довое, уголовное законодательство.

Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

До недав­него времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на не­сколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Мин­труд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправ­ления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные пе­ред ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Остав­ляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

О необходимости образования специального государственного органа, кото­рый занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпри­нимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

Страницы: следующая →

1234567891011Смотреть все

  1. Малый бизнес в России , оценка его состояния

    Реферат >> Маркетинг

    … июня 1991г. Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России . Развитие малого бизнеса в стране. 6.Закон РСФСР «О налоге …

  2. Поддержка малого бизнеса (1)

    Дипломная работа >> Экономика

    поддержки малого бизнеса в России . К формам государственной поддержки малого поддержке малого бизнеса России – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. До этого времени вопросами поддержки малого бизнеса

  3. Проблемы развития малого бизнеса в России (3)

    Реферат >> Финансы

    … Областной и городской государственный фонд поддержки малого бизнеса Развитие малого предпринимательства в области рассматривается как неотъемлемый … . Среди них Сбербанк, Фонд поддержки малого бизнеса в России ЕБРР, Международный Московский банк, « …

  4. Проблемы и перспективы развития малого Бизнеса в России (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    … изучение условий кредитования. 2.3 Фонд поддержки малого бизнеса ЕБРР Фонд поддержки малого бизнеса в России (RSBF) был создан Европейским …

  5. Государственная поддержка малого бизнеса (3)

    Курсовая работа >> Экономика

    … государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 2.1 Прямая поддержка малого бизнеса Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных …

Хочу больше похожих работ…

Финансирование бизнеса » Кредиты для ИП »

Помощь начинающим предпринимателям — реальные варианты поддержки

О поддержке молодых и не очень начинающих предпринимателей говорится очень много, все мы слышали о разнообразных федеральных программах по содействию организации малого бизнеса. В то же время, многие очень скептически относятся к подобным проектам.

На что же реально может рассчитывать молодой человек, который решил открыть свое дело? Постараемся разобраться.

Какую помощь может получить начинающий предприниматель?

Возможно несколько вариантов и направлений поддержки. Начнем с самого привлекательного и заманчивого - с грантов и субсидий.

Материальная помощь, займы и безвозмездные гранты - наиболее желанный вид помощи. По сути, есть два главных способа получить деньги, они актуальны для всей России.

60 тысяч на открытие бизнеса

Достаточно широко известная программа поддержки малого предпринимательства, точнее превращения из безработных в ИП. Выдают не 60 тысяч рублей, а 58800 - это годовой размер пособия по безработице. Эта программа абсолютно рабочая (неудивительно - сумма невелика, да и эти деньги по закону так и так выплачиваются безработным).

Чтобы получить эти деньги для открытия своего дела, нужно пройти ряд этапов. Кому-то они могут показаться утомительными и лишними, однако в такой ситуации есть и плюсы: а именно, дополнительные знания по организации дела.

Что нужно сделать, чтобы получить 60 тысяч для бизнеса?

Вот главные этапы:

1. Регистрация в местном центре занятости в качестве безработного, подтверждение этого статуса (в некоторых случаях приходится неоднократно ходить на собеседования, чтобы продемонстрировать, что вы ищите работу).

2. Подача заявления для участия в программе самозанятости населения. Дальнейшие этапы выполняются уже под наблюдением сотрудников центра занятости.

3. (Не во всех регионах) После заявления вы проходите короткое обучение - основы ведения бизнеса, а также психологическое тестирование, выявляющее склонность к самостоятельной занятости, частному предпринимательству.

4. Рассмотрение в специальной комиссии бизнес-плана.

Помощь малому бизнесу от государства: 4 варианта

В случае удовлетворительной оценки - можно считать грант полученным.

5. Регистрация ИП, стандартные процедуры.

6. После получения свидетельства о регистрации (обычно в течение месяца) на банковский счет поступают деньги - те самые 60 тысяч (точнее - 58800) рублей.

7. По истечении квартала вам необходимо предоставить отчет об использовании полученных денег.

Стоит ли обращаться за такими «подъемными»? Зависит от того, готовы ли вы ради этих денег проходить все бюрократические процедуры (разумеется, регистрироваться как ЧП нужно в любом случае) и считаете ли предполагаемое обучение полезным.

Гранты от региональных органов власти

Во многих регионах также регулярно проходит конкурс бизнес-проектов, победители конкурса имеют возможность получить безвозмездный грант размером уже посерьезнее - порядка 300 - 500 тысяч рублей. Конкуренция на таких конкурсах обычно весьма высока, но при серьезном подходе вполне можно войти в число победителей, особенно если приложить усилия для качественного оформления и презентации проекта, а также учесть, что максимальные шансы на победу имеют проекты, которые:

  • социально значимы;
  • предполагают использование средств гранта для приобретения ликвидных активов (станков, оборудования, автомобилей);
  • создают дополнительные рабочие места.

Нефинансовая поддержка

Помимо собственно денег на развитие дела, государственные структуры позволяют воспользоваться и другими их услугами. Так, уже создано немало бизнес-инкубаторов, которые могут предложить начинающим, например, следующее:

  • аренду помещений под офисы по льготной цене;
  • анализ и оценку проектов;
  • консультации по вопросам налогообложения и выбора организационно-правовой формы.

Причем получить помощь в таком бизнес-инкубаторе обычно достаточно просто - о них мало кто знает и поэтому обычно такие структуры работают с «недогрузом».

Таким образом, получить определенные услуги и средства от государства для начинающего бизнесмена вполне реально. Хотя, разумеется, объемы такой поддержки никогда не смогут сравниться с полноценными займами в банках. С другой стороны, поддержка инкубатора может стать дополнительным аргументом при рассмотрении банком вопроса выдавать или нет вам кредит.

Как государство поддерживает малый бизнес?

В России действуют три уровня программ помощи бизнеса: федеральные, региональные, муниципальные. У каждого уровня есть своя специфика и особенности.

Уровень программ

Сейчас предпринимателей все больше интересуют поддержка малого бизнеса в 2015 году по госпрограммам. Существует три уровня любой государственной программы поддержки: федеральный, региональный и муниципальный. При этом федеральная программа зачастую лишь описывает лишь порядок предоставления, а исполняется она на региональном уровне.

2. Государственная поддержка малого бизнеса в России

Более запутанная система с муниципалитетами. Там тоже существуют программы, полностью идентичные программам региона, но только денег на них у города нет. Программы софинансируются из регионального бюджета, тем самым получается двоякая ситуация. Можно попытаться получить поддержку на муниципальном уровне, не справиться с задачей, но получить ее на региональном уровне. Парадокс, который объясняется очень просто: на местном уровне гораздо выше коррупция в сфере распределения финансов. Обо всем этом мы расскажем немного ниже.

Если предпринимателю необходима финансовая помощь, которую может предоставить местный уровень, то лучше обратиться на уровень региона.

Если же компании необходимы средства, которые способен предоставить только регион, то имеет смысл обратиться на уровень федерации. В этом случае вопрос будет спущен «сверху» и решаться станет с особым вниманием.

Платить или не платить?

Любые программы распределяются на два подраздела: бесплатные и платные. Можно добавить еще и третий - условно-бесплатные, но это неофициальное обозначение. Бесплатные программы есть, и региональные правительства стараются их реализовывать. К ним относится информационно-консультативное сопровождение предпринимателей, различного вида субсидии, помощь начинающим предпринимателям, предоставление помещений и территорий для ведения хозяйственной деятельности, снижение налогов и налоговые каникулы. Платные формы подразумевают под собой то, что за полученную помощь предприниматель заплатит. К этим формам поддержки можно отнести льготные кредиты, осуществляемые через банки-партнеры, поручительство по кредитам, выдача микрозаймов в размере до миллиона рублей.

Несмотря на привлекательные условия для предпринимателей, микрозаймы не пользуются большой популярностью. Связано это с малым сроком возврата займа. Обернуть за один год миллион рублей способны компании с высоким оборотом. Для всех остальных ежемесячная выплата в 110 тысяч рублей может оказаться тяжелой ношей.

Схожее мнение высказывает Андрей Паранич, директор саморегулирующейся организации «МиР»:

Направления поддержки

Начало года ознаменовалось для экономики России тяжелыми экономическими санкциями, приведшими к росту цен на оборудование, удорожанию кредитов и общему спаду покупательской способности. В связи с этим основной упор государственной поддержки идет на начинающих предпринимателей. Вместо того чтобы помочь сохранить крупные, работающие производства, государство вкладывает деньги в появление новых предприятий. Это видно по примеру многих регионов, где суммы на субсидии по всем направлениям упали в несколько раз, оставив на прежнем уровне лишь субсидии начинающим предпринимателям.

Это можно объяснить простой математикой. Большому производству на 250 рабочих мест необходима финансовая помощь в размере нескольких десятков миллионов. В то же время для развития 50 малых предприятий, где трудится всего 5 человек, необходимо около 15 миллионов рублей. Общее количество рабочих мест равносильно крупному производству, а затраты меньше. Понятно, что и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней от малых предприятий тоже меньше, но в кризис государство ставит перед собой целью снижение уровня безработицы, а не наполнение бюджета.

Конкурс на получение средств от города или области редко когда объявляют открыто. Начинается он внезапно, и успеть собрать за месяц все документы порой сложно. Чтобы не «пролететь», стоит заранее узнать в местной администрации сроки начала конкурса. Они определяются в начале года.

Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин:

Это нужно учитывать при подаче заявки на субсидию в 2015 и 2016 годах. Быть может, предприниматель и будет достоин субсидии, но у региона просто не будет средств, чтобы выделить ему деньги.

Федеральные программы

Наименование

Описание

Контактные данные

Агентство кредитных гарантий

Предоставляет поручительство по кредитам в том случае, если у заемщика нет достаточного обеспечения. Разделяет кредитные риски с банками-партнерами. Взимает процент от суммы кредита за свои услуги.

Стоимость проекта не менее 50 млн. рублей, но не более 1 млрд. рублей

Официальный сайт: www.acgrf.ru

Обеспечивает предпринимателей и организации кредитами под выгодный процент через банки-партнеры и специальные организации: фонды поддержки бизнеса, лизинговые компании, микрофинансовые организации.

Наиболее распространенный продукт, осуществляемый через фонды поддержки бизнеса:

Микрозайм в размере до 1 млн. рублей сроком на 1 год под 10% годовых. В 2016 году планируется увеличение суммы до 3 млн. рублей, а срока до 3 лет.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Организует развитие малых предприятий в научно-технической сфере, оказывая прямую финансовую помощь, привлекая инвесторов в инновационный проект, обучая и подготавливая кадры для инновационного проекта.

Суммы грантов и иные условия различаются для каждой из программ, реализуемых Фондом.

сайт: http://www.fasie.ru

Региональные формы

От региона к региону условия, суммы и формы программ незначительно отличаются. Это связано в первую очередь с устойчивостью бюджета региона. В качестве примера рассмотрим формы господдержки малого и среднего бизнеса на примере Ростовской области. Для вашего региона основная структура будет схожей.

Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития:

Информационные консультации предпринимателей

В основном различные структуры объясняют предпринимателям порядок взаимодействия с местной властью, рассказывая, на каких условиях ведется игра. Если бы все правила взаимодействия были прозрачны и открыты для каждого, то необходимость консультативной поддержки отпала бы сама собой.

Наименование структуры

Виды консультаций

Департамент инвестиций Ростовской области

Консультирует по всем вопросам, связанным с взаимодействием между бизнесом и властью.

Многофункциональный центр

Консультирует по вопросам приема документов направленных на взаимодействие с местной властью.

Общественные объединения предпринимателей

Аккумулируют общие знания по схожим направлениям: например, ассоциация перевозчиков, объединение рекламных агентств и прочее.

Уполномоченный по правам предпринимателей

Помогает в случае, если были нарушены права предпринимателей.

Торгово-промышленная палата

Организует взаимодействие между производствами региона и внешними партнерами.

Агентства поддержки малого и среднего бизнеса

Консультируют по вопросам ведения бизнеса и ключевым документам для получения финансовой поддержки.

Субсидии предпринимателям

Основное правило субсидии: сначала потрать свои деньги, а затем получи часть них от государства. Субсидии всегда предоставляются только после того, как предприниматель произвел какие-либо расходы. После получения субсидии предпринимателя будут постоянно контролировать, чтобы он потратил субсидию по назначению.

Наименование субсидии

Субсидии начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела

До 70% расходов на открытие своего дела, но не более 300 тысяч рублей.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов

2/3 от суммы гарантии, но не более 150 тысяч рублей.

Субсидии на возмещение части стоимости подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, включая дистанционный формат

До 70% от затрат, но не более 30 тысяч рублей на одного работника.

Субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам

2/3 от произведенных затрат, но не более 1 млн. рублей на одного предпринимателя.

Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части расходов по уплате процентов по кредитам (займам)

Не более 5 млн. рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства.

Субсидии субъектам инновационной деятельности на возмещение части капитальных и (или) текущих затрат, связанных с производством инновационной продукции (товаров, работ, услуг)

До 70% от затрат, но не более 500 тысяч рублей на один субъект инновационной деятельности.

В каждом регионе условия и частные примеры субсидий различаются, но общее правило одно: субсидируются расходы на открытие дела, привлечение средств, обучение сотрудников, приобретение основного оборудование. Выделенная субсидия является целевой и расходуется только на дальнейшее развитие организации.

Подводные камни господдержки малого бизнеса

Государственная поддержка может стать тем камнем, который утянет бизнес на дно. Чтобы этого не произошло, необходимо четко понимать, что представляет из себя взаимодействие с государством.

  1. Для получения государственной поддержки необходим большой перечень документов. Ошибка в любом из них может привести к отказу в получении субсидии. Некоторые нечистые на руку чиновники берут деньги за то, чтобы пакет документов прошел согласование, даже несмотря на ошибки.
  2. Помощь осуществляется на конкурсной основе. Если даже у предпринимателя в порядке все документы, и он удовлетворяет условиям программы, не факт, что его поддержат.
  3. После получения средств предприниматель в течение года не имеет права уменьшать количество рабочих мест, ликвидировать организацию, уменьшать заработную плату. В противном случае его заставят вернуть всю сумму.
  4. Даже если конкурс проходил в начале года, финансовые средства предприниматель получит только в декабре. Что происходит с выделенными средствами в течение года - нетрудно догадаться, они вращаются в других проектах, зарабатывая проценты для тех, кто имеет доступ к перечислению средств.

Реальных примеров, когда государственная поддержка кардинально повлияла развитие предприятия немного, но они есть. Один из них в видео.

Возможно, вам будет интересно узнать, как происходит поддержка бизнеса в Москве.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Государственная поддержка малого предпринимательства

В данной статье рассмотрены основные направления, способствующие активному развитию малого предпринимательства в регионах и меры его муниципальной поддержки. Проанализированы существующие актуальные программы региональной поддержки субъектов малого предпринимательства. Цель данного исследования состоит в обеспечении экономической устойчивости развития малого и среднего предпринимательства через механизм государственной муниципальной поддержки. В сложившихся экономических условиях первостепенной задачей становится создание системы, включающей федеральный и региональный уровень. Настоящая статья обобщает итоги реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также формулирует предложения по «переформатированию» системы поддержки бизнеса с учетом текущей экономической ситуации и основных направлений государственной политики.

В связи с переходом России к рыночным отношениям хозяйствования, вопрос поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства становится особо актуальным. В 2017 году на развитие малого и среднего бизнеса в нашей стране было выделено в общей сумме 7,5 млрд., руб. Это было сделано в рамках госпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». В список «дотационных» регионов вошли 82 субъекта РФ. Эти деньги были выделены из бюджета страны для финансово-экономической поддержки начинающих предпринимателей.

На рисунке 1 представлен объем финансирования государственной программы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как видно из рисунка, объемы финансирования за последние годы имеют тенденцию к снижению. Малым предприятиям необходимо опираться, главным образом, на свои силы, собственные финансовые и материальные ресурсы. Однако, муниципальная поддержка субъектов малого предпринимательства также должна существовать посредствам дотаций, льготного кредитования, страхования, инвестирования и других мер поддержки. Это поможет создать стабильность в отношениях между органами местного самоуправления и малыми предприятиями.

Ниже представлены конкретные меры поддержки государства на региональном уровне, на которые может рассчитывать человек, открывший свой бизнес:

  • Субсидии от центра занятости;

Мало кто знает, что существует специальная программа Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела. Размер суммы составляет 58 800 руб., и она предоставляется на безвозмездной основе. Эта небольшая стартовая поддержка может быть направлена на компенсацию расходов на оплату госпошлин за госрегистрацию и за совершение нотариальных действий при госрегистрации, изготовление печатей и штампов, приобретение различных бланков (заявления о госрегистрации юрлица или ИП, трудовые книжки, личные медицинские книжки для работников и т.д.), услуги правового характера, консультации.

Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса

Субсидия доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но, чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие.

Такую меру господдержки также оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма составляет 300 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора - сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др. В 2017 году на особую поддержку государства могли рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать до 3 млн руб. Также в прошлом году до 30 млн руб. выросли суммы грантов на развитие животноводческих ферм.

Основными мерами поддержки малого бизнеса, в первую очередь, должны стать:

  • развитие инфраструктуры муниципального образования;
  • финансовая и налоговая поддержка бизнеса;
  • устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства.

Для стимулирования развития предпринимательской деятельности в РФ в 2017 г. была разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». В Стратегии предусмотрены меры по выводу на новый качественный уровень существующих мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. Дальнейшее развитие и повышение эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства возможно на основе реализации целевых программ на федеральном и региональном уровнях.

Таким образом, особенности развития малого предпринимательства, прежде всего, определяются результатами муниципальной политики и предоставлением хозяйственных возможностей. Следовательно, переориентация на реальную поддержку малого предпринимательства в различных сферах деятельности обеспечит его устойчивое развитие.

В течение 1990-х годов в Российской Федерации в основном сформирована система государственной поддержки малого пред­принимательства. Она базируется на нормах федерального законо­дательства и законодательства субъектов Российской Федерации, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и деятельность специализиро­ванных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Основные направления государственной политики определены в Фе­деральном законе «О государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации» . Концепции государствен­ной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2007).

Реализация этих направлений позволила обеспечить поступа­тельное развитие сектора малого предпринимательства в стране. Вместе с тем для ускорения развития малого предпринимательства, обеспечения его устойчивости и увеличения вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации необходимо устра­нение имеющих место недостатков в системе государственной под­держки малого бизнеса.

Основными недостатками государственной системы поддержки малого предпринимательства являются:

  • несовершенство нормативной правовой базы, регламенти­рующей деятельность, развитие и государственную поддержку малого предпринимательства и сопутствующих ей граждан­ско-правовых и административных отношений
  • нестабильность и недостаточность финансирования меро­приятий по поддержке малого предпринимательства на феде­ральном, региональном и муниципальном уровнях
  • нескоординированность деятельности объектов государствен­ной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, неравномерность их территориального расположения, высокий уровень коммерциализации, недоста­точные объемы и качество оказываемых ими услуг

Данные проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Их реше­ние возможно посредством реализации комплекса мер нормативно­го, организационного, административного, экономического и право­применительного характера, изложенных ниже.

1. Оптимизация критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства.

В современных условиях экономического развития России важ­ную роль приобретает совершенствование нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства в части уточне­ния критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства, для развития которых ока­зывается государственная поддержка.

С учетом мнений по данному вопросу Минэкономразвития Рос­сии необходимо установить единый критерий отнесения хозяйст­вующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в зави­симости от численности работающих на них. К субъектам малого предпринимательства должны относиться юридические лица, чис­ленность сотрудников которых не превышает 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица при условии, что по найму у него работают не более 99 человек. При этом целе­сообразно отказаться от отраслевой дифференциации малых пред­приятий по численности занятых.

Необходимо также соблюсти критерий независимости субъектов малого предпринимательства, сохранив запрет на отнесение хозяйст­вующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в слу­чае, если доля участия в их уставном капитале Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации, общественных и религиоз­ных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого пред­принимательства, не превышает 25%.

Введение новых критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства требует дополнительной проработки на базе данных, полученных в результате сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей.

Вопрос о включении в законодательство Российской Федерации понятия среднего предприятия должен рассматриваться в совокупно­сти с возможными правовыми последствиями введения такого поня­тия, и в первую очередь с точки зрения предоставления льгот и преференций.

В настоящее время основной целью введения понятия среднего предприятия может являться организация статистического наблю­дения за их хозяйственной деятельностью. В этом случае к средним предприятиям должны быть отнесены предприятия с численностью не более 250 человек и с годовым оборотом менее 500 млн рублей.

2. Совершенствование налогообложения, упрощение налоговой от­четности.

Основным направлением налоговой реформы должно стать снижение налоговых ставок до уровня, обеспечивающего баланс интересов государства и налогоплательщика, соответствующего ре­ально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства.

Безусловно, сферу малого и среднего бизнеса должна регулиро­вать система налогообложения, предусматривающая максимально возможное упрощение исчисления налогов, сокращение их величи­ны, освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие производства.

Действующая с 1 января 2003 года система налогообложения мало­го бизнеса (26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» ) не в полной мере отра­жает интересы малого предпринимательства. Имеются существен­ные ограничения, связанные с применением упрощенной системы налогообложения.

3. Упрощение доступа к финансовым ресурсам.

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства связано в первую очередь с решением задач доступности банковских кредитов, активного участия отечествен­ных финансовых институтов в кредитовании малого бизнеса. Расчет на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для «свободных предпринимателей» сформируется самим рынком, не оправдал се­бя. По экспертным оценкам, банковскими кредитами пользуется лишь один процент малых предприятий.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необ­ходимых для их развития, нужно организовать выполнение ком­плекса мер по следующим основным направлениям.

1. Разработка механизма государственных гарантий, обеспечи­вающих разделение рисков между государством, кредитными органи­зациями и малыми предприятиями.

В соответствии со статьёй 103 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 г.» предусмотрено предоставление государствен­ных гарантий Российской Федерацией для привлечения на внут­реннем рынке кредитных ресурсов в целях финансирования под­держки малого предпринимательства.

Реализация данного направления предполагает предоставление государственной гарантии банку, уполномоченному Правительством Российской Федерации, в целях привлечения внебюджетных финан­совых ресурсов для финансовой поддержки субъектов малого пред­принимательства. Уполномоченный Правительством Российской Фе­дерации банк осуществляет размещение привлеченных внебюджет­ных финансовых средств в региональных коммерческих банках по­средством открытия целевых кредитных линий и/или предоставления гарантий по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринима­тельства.

Принимая во внимание необходимость контроля со стороны го­сударства за целевым использованием средств, привлекаемых под государственную гарантию Российской Федерации, целесообразно в качестве уполномоченного банка определить банк с государствен­ным участием.

Гарантийные схемы будут использоваться для действующих ма­лых предприятий, располагающих собственными активами и имеющих определенную кредитную историю. При отборе и сопро­вождении проектов целесообразно использовать систему государст­венных и муниципальных фондов поддержки малого предпринима­тельства. На указанных принципах в настоящее время базируются схемы гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательст­ва, реализуемые в ряде субъектов Российской Федерации с исполь­зованием средств соответствующих бюджетов.

Предоставление гарантий по кредитам может сочетаться с суб­сидированием части процентных ставок, что будет обеспечивать удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предприни­мательства.

2. Развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь микропредприятий и начи­нающих предпринимателей.

Реализация данного направления предполагает содействие со­зданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предос­тавляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъек­там малого предпринимательства. Используя денежные сбережения населения, кредитные кооперативы способствуют позитивному из­менению социально-экономической ситуации прежде всего там, где доступ к кредитным ресурсам ограничен.

Принятие в 2001 году Федерального закона «О кредитных потре­бительских кооперативах граждан» послужило положительным им­пульсом в развитии этой системы. В настоящее время наблюдается рост числа кооперативов. Ряд региональных фондов поддержки ма­лого предпринимательства также реализует программы предостав­ления микрозаймов за счет собственных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств международных финан­совых организаций.

Банк России утвердил положение «Об особенностях пруденци­ального регулирования деятельности небанковских кредитных орга­низаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», оп­ределяющее принципы функционирования депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций, сферу их деятельности, круг осуществляемых ими операций, в частности таких, как выдача бан­ковских гарантий, которые могут быть востребованы субъектами малого предпринимательства.

3. Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательст­ва к банковскому кредитованию необходимо развитие системы фор­мирования кредитных историй предприятий, создание условий для нако­пления специализированными организациями информации, характери­зующей платежную дисциплину предприятий.

4. Большое значение в развитии системы поддержки малого предпринимательства имеет сотрудничество государственных органов исполнительной власти с международными организациями.

В рамках «Проекта поддержки предприятий» Всемирного банка частично осуществляется финансирование предприятий малого биз­неса. Основная цель проекта - поддержка реструктуризации рос­сийских предприятий путем прямого предоставления долгосрочных кредитных ресурсов для обновления основных фондов. Доля израс­ходованных средств займа на финансирование предприятий малого бизнеса составляет около 4,7 млн долл. США, или 9,4% от общей суммы займа.

Финансирование предприятий малого и среднего бизнеса Евро­пейским банком реконструкции и развития осуществляется в рам­ках проекта «Фонд поддержки малого бизнеса» . За период с 1994 года по настоящее время, по данным ЕБРР, за счет средств Фонда было профинансировано более 80 тыс. проектов на общую сумму 800 млн долл. США в 105 крупных и малых городах регионов Российской Федерации через систему уполномоченных банков, включая Сбер­банк России и КМБ банк.

В 2002 году в рамках программы поддержки российского микро­финансового сектора, реализуемой на средства USAID (Американ­ское агентство международного развития) и направленной на дальнейшее развитие российских микрофинансовых организаций как института, активно содействующего развитию малого пред­принимательства в Российской Федерации, был создан Россий­ский микрофинансовый центр (далее - РМЦ). Планируется пре­доставить до сентября 2006 года 25-30 грантов российским микрофи­нансовым организациям на общую сумму более 4 млн долл. США. По оценкам, это позволит за проектный период увеличить число клиентов МФО на 4200 человек, выдать более 5000 займов на сумму около 3 млн долл. США.

Продолжается сотрудничество с Фондом Евразия, который под­держивает проекты, направленные на улучшение практики ведения бизнеса, расширение доступа к финансовым ресурсам, уменьшение правовых и нормативных барьеров на пути развития бизнеса. Всего с 1993 по 2003 год Фондом Евразия поддержаны около 1000 проек­тов, направленных на развитие частного сектора в России, на сум­му более 28 млн долл. США.

Таким образом, международная финансовая помощь оказывает существенное влияние на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации. Вместе с явными позитивными для рос­сийских предпринимателей сторонами деятельности упомянутых организаций необходимо отметить ряд проблем:
недостаточное знание иностранными партнерами условий и специфики ведения бизнеса в России
относительно невысокое представительство российских спе­циалистов в реализации программ
отсутствие в отдельных случаях понимания со стороны ре­гиональных и местных властей

Региональное и отраслевое распределение иностранной помощи неравномерно, большую ее часть получают центральные и северо­западные регионы, а также Уральский регион.

Взаимодействие между российскими государственными и ино­странными программами поддержки, а также самими иностранны­ми программами нельзя назвать достаточным. В целях повышения эффективности такого взаимодействия необходимо создать доступ­ную базу данных осуществляемых в России иностранных проектов поддержки предпринимательства, а также наладить широкое про­фессиональное обсуждение результатов и проблем, связанных с поддержкой предпринимательства, обмен опытом, обеспечить ис­пользование и наращивание положительного опыта завершенных и текущих программ развития малого бизнеса.

Следует отметить, что на основе данных, представленных меж­дународными финансовыми организациями, можно оценивать аб­солютный объем финансовых средств, направленных на развитие частного сектора, в том числе малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации. Отсутствие дополнительных данных и главным образом единой методологии в подходах по их использованию не позволяют в настоящий момент говорить о таких важных показате­лях, как вклад этих проектов в качественный и количественный рост малых предприятий, совершенствование их отраслевой струк­туры, увеличение числа рабочих мест, влияние объемов кредитов и инвестиций на рост ВВП.

5. Развитие инновационного предпринимательства.

Малое инновационное предпринимательство в научно-техни­ческой сфере - наиболее динамичный сектор инновационной эко­номики, способный оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраи­вать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги.

Несмотря на рост инфраструктурных элементов технопарков и ин­новационно-технологических центров, число малых компаний в науч­но-технической сфере составляет около 40 тысяч при ориентировочной потребности в них несколько сотен тысяч. В последние годы число таких малых компаний не увеличивается. Одна из основных причин этого - отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществ­ляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.

В России, обладающей значительным научно-техническим по­тенциалом, результирующие показатели инновационной активности пока низки. Одна из основных причин - сложности с получением финансирования под высокорисковые инновационные проекты. По данным Фонда «Бюро экономического анализа» , в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных пред­приятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии - от 70 до 82%. Венчурный капитал потенциально мог бы стать важнейшим источником финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, осуществляемых малыми высокотехнологичными фирмами в России.

Исследования, проведенные Центром экономической конъюнк­туры при Правительстве Российской Федерации, показывают, что среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, доминирующими по-прежнему остаются финансовые проблемы: не­достаток собственных финансовых средств (41% предприятий), а также недостаток инвестиций (12%), неприемлемые условия креди­тования (16%).

Кроме указанных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в целом, выявлены основные причины, сдер­живающие развитие инновационной деятельности:

  • неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности
  • недостаточная реализация конкретных инновационных про­ектов в связи с низким спросом на научно-техническую про­дукцию
  • нехватка знаний в области маркетинга по разработке иннова­ционного цикла и его последующей коммерциализации
  • ограниченность централизованных источников финансирова­ния, заемных и привлеченных средств

В этой связи для стимулирования развития малого инновационно­го предпринимательства в научно-технической сфере представляется целесообразным принять со стороны государства ряд первоочередных мер организационного, экономического и правового характера.

Вновь созданные молодые инновационные компании не владе­ют необходимыми для развития бизнеса ресурсами и, не имея соот­ветствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заем или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. Для оказания финансовой поддержки малым высокотехнологичным компаниям на ранних стадиях развития в регионах Российской Федерации необхо­димо, используя мировой опыт, создавать систему поддержки. Она должна включать «посевные», «стартовые» , гарантийные и венчур­ные фонды, учреждаемые с участием государства, способные обес­печить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологич­ного инновационного бизнеса.

В этих целях возможно использование уже отработанного на практике механизма осуществления поддержки малых инновационных предприятий с участием Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Целесообразно рассмотреть вопрос и представить предложения в Правительство Российской Федерации об увеличении финансиро­вания Фонда начиная с 2005 года с 1,5 до 2% от объема средств по разделу федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» , а также рассмотреть вопрос об изменении структуры финансовых расходов Фонда, обеспечения преимущественного предоставления поддержки проек­там, находящимся на самой начальной, так называемой «посевной» , наиболее рискованной стадии развития. Это позволяет существенно расширить в перспективе базу предложений для венчурного финан­сирования, инвестиционных проектов, кредитования коммерчески­ми банками.

Кроме того, до 10% бюджета Фонда предлагается направлять на обеспечение финансирования сферы услуг для малого инновацион­ного предпринимательства. Участие Фонда в разрабатываемой схе­ме предоставления государственных гарантий может включать вы­явление инновационных проектов для кредитования, софинансирование их отдельных компонентов и мониторинг.

Для обеспечения возможности осуществления венчурного инве­стирования и прямого инвестирования в капиталы наукоемких и высокотехнологичных компаний через Российский фонд техноло­гического развития следует рассмотреть вопрос и представить пред­ложения по изменению его организационно-правового статуса и внесению соответствующих изменений в постановление Правитель­ства Российской Федерации «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов ис­полнительной власти и коммерческих организаций для финансиро­вания научных исследований и экспериментальных разработок» от 13 октября 1999 года № 1156.

Представляется целесообразным организовывать в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направле­ниям развития науки и техники (2002-2006 гг.)» специализиро­ванные конкурсы для малых инновационных предприятий по на­правлениям, в развитии которых они имеют значительные успехи и объективно могут играть существенную роль в обеспечении техно­логической безопасности и стратегических национальных приори­тетов Российской Федерации.

Одной из актуальных задач является создание условий, при ко­торых действующие инновационные структуры могли бы решать задачи регионального и федерального уровней по выпуску и реали­зации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Ее решение возможно путем создания инновационно-промышленных комплек­сов, которые являются логическим продолжением уже существую­щих структур поддержки малого инновационного предпринима­тельства, стимулирования участия российских промышленных ком­паний в международных выставках и мероприятиях в сфере высо­ких технологий, обеспечения государственного патронажа россий­ского участия.

В целом развитие объектов инфраструктуры в среднесрочной перспективе должно быть направлено на решение следующих задач:

  1. практическое завершение создания целостной системы ин­фраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях с учетом их приоритетного развития на муниципальном уровне
  2. информационное обеспечение субъектов малого предприни­мательства на основе использования возможностей и координации действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и обработке соответствующей информации
  3. обеспечение консалтингового сопровождения инвестицион­ных и инновационных проектов от их разработки до реализации
  4. унификацию системы подготовки кадров для малого пред­принимательства всех категорий: предпринимателей, служащих и преподавателей

Процесс формирования инфраструктуры поддержки российских малых предприятий подошел к черте, за которой невозможен даль­нейший прогресс без устранения «узких» мест, преодоления нега­тивных моментов, реализации накопленного позитивного опыта и выхода на качественно новый уровень развития. Это связано с тем, что, несмотря на все проблемы «стартового периода» , само малое предпринимательство уже не то, каким оно было в самом начале 1990-х годов, и ныне для своего роста нуждается в качественно иных ресурсах развития и инструментах поддержки, чем те, кото­рые предлагались ему 10 и даже 5 лет назад.

Новые подходы, сообразные времени и потребностям малого и среднего предпринимательства, требуют прежде всего четкого раз­граничения полномочий и вертикального взаимодействия соответст­вующих структур федерального, регионального и местного уровней.

Соответствующие инфраструктуры - действующие или вновь образованные - должны закрыть ниши, отвечающие наиболее про­грессивным направлениям развития малого и среднего бизнеса.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римский клуб - что такое?
Налог для физических лиц за фриланс без ип в беларуси
Черная полоса в жизни, что делать когда все плохо