Мировое кафе для молодых педагогов. Технология фасилитации «мировое кафе»: возможности использования в учебном процессе средней школы

Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мировое кафе для молодых педагогов. Технология фасилитации «мировое кафе»: возможности использования в учебном процессе средней школы

Всемирное кафе: WORLD CAFÉ маленькие беседы с большим смыслом Алена Луговцова, фото автора Звон кофейных чашек о блюдца и горьковатый дымок, медленно поднимающийся из чашки вверх и танцующий в воздухе… Удивительно тихо для комнаты, полной людей. Но можно услышать официанток, принимающих заказы, шепчущихся женщин, мужчин, обменивающихся спортивными новостями и историями своей работы… и легкое поскрипы- вание карандаша по бумаге, слышное из-за угла, где прислонился к заброшенному музыкальному автомату молчаливый наблюдатель. Начало одной из кофейных историй «Всемирное кафе» - это не всемирно известная кофейня, По проведению технологии написано несколько мануа- хотя, в некотором смысле, это тоже так; это - всемирно лов, которые переведены на 7 языков. К сожалению, пока нет известная технология, которая позволяет виртуозно совме- полного, хорошо переведенного мануала на русском языке, стить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу поэтому, если ведущие не владеют английским или другими кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение ком- языками, сложно собрать материал воедино и самостоятель- фортным, приятным, креативным и продуктивным. но разобраться с алгоритмом проведения Кафе. Мы сами долго изучали примеры, рассматривали фотографии, читали «Всемирное кафе» было придумано в 1995 г. в результа- всевозможные методические материалы, чтобы подготовить те двухдневного семинара, который проходил в компании его на достойном уровне, полностью выдерживая процеду- «Пионеры интеллектуального капитала». Впечатленные глуби- ру. В этой статье я собрала, как мне кажется, весь необходи- ной, креативностью и качеством взаимодействия, его участ- мый для начинающего «хозяина Кафе» материал. Однако, для ники задались вопросом: «За счет чего случился такой заме- того чтобы в нем разобраться, необходимо будет прочитать чательный диалог с подобным результатом?» Дальнейшие статью от начала до конца, не перепрыгивая через абзацы. размышления по этому поводу привели к созданию «Кофейного этикета» и принципов «Всемирного кафе». Нужно отметить, что вся основная нагрузка в этой техно- логии приходится на этап подготовки. Чем больше вы уделите «Всемирное кафе» относится к технологиям, позволяю- ему времени, тем на большую отдачу можете рассчитывать. щим создать площадку для рефлексии полученного опыта, тэхналогіі планирования и создания новых творческих идей и продук- тов. Разговор между участниками представляет собой твор- ческий процесс, способствующий обмену знаниями и опы- Как подготовить и провести том, а также созданию возможностей для дальнейшего сотрудничества. Проводиться данная технология может в «Всемирное кафе»? группах любого размера. По своим принципам Кафе схоже с технологией «Открытое пространство», однако коммуни- Этап первый: зачем нам все это нужно? кация здесь выстраивается по иной схеме. Перед началом непосредственной подготовки, ведущие должны четко представлять для себя ответы на следующие «Всемирное кафе» широко используется в Европе в раз- вопросы: личных сферах: как в бизнесе, так и в образовании (фор- мальном и неформальном). Существует даже он-лайн сооб- Для чего люди собираются в Кафе? Какой вопрос хоте- щество тренеров, работающих с данной технологией лось бы заявить для рассмотрения и исследования? (www.theworldcafecommunity.org). На сайте сообщества можно ознакомиться с календарем проведения Кафе по всему миру, а также с его результатами, завести свой блог и позна- Кого необходимо пригласить в качестве участников, чтобы обсуждение этого вопроса прошло наиболее 37 комиться с зарубежными коллегами, задать все волнующие эффективно? вопросы и многое другое, а подробнее узнать о технологии Кто из участников будет представлять «традиционную» АДУКАТАР №2(18), 2010 можно на ее официальном сайте: www.theworldcafe.org точку зрения на вопрос, а кто - «нешаблонную», отлич- ную от привычной? В России Кафе только начинает использоваться, а в Беларуси пионером в ее апробации был «Образовательный Как долго можно проводить обсуждение? Центр “ПОСТ”». Мы провели «Всемирное кафе» в заверше- Сколько аспектов предполагаемой проблемы хотелось нии длительной молодежной образовательной программы бы обсудить? Какие из них будут наиболее важными, и «Вдох-и-Выдох» с целью обобщения результатов и обсужде- какие будут стимулировать креативность? ния планов на будущее. Как процесс, так и результаты очень нас впечатлили. Однако чтобы Кафе действительно удалось, Что представляется наиболее желаемым результатом нужно тщательно его подготовить. обсуждения? Этап второй: что хороший вопрос соответствует следующим критериям: он прост и понятен; стимулирует мышление и желание изу- как превратить тыкву в кучера? чить проблему глубже; генерирует энергию; задает направ- Когда у людей спрашивают, где проходили самые значимые в ление исследованию; вскрывает интуитивное знание; откры- их жизни разговоры, то многие называют место рядом с обе- вает новые возможности. денным или кухонным столом. Когда люди собираются вокруг Литературы по эффективной формулировке вопросов маленького столика, интимность возникает сама собой. достаточно много, но именно для Кафе я бы рекомендовала Кафе во всем мире своей первостепенной задачей видят ознакомиться с книгой «Искусство задавать эффективные создание атмосферы, в которой клиенты чувствуют себя вопросы» (Vogt, E., Brown, J., Isaacs, D. “The art of powerful комфортно. Когда человек входит в комнату и видит кофей- questions”), которую можно скачать с официального сайта ные столики, то понимает, что оказался не на традиционном «Всемирного кафе». обсуждении. Когда люди чувствуют себя комфортно и чув- Здесь я прокомментирую лишь основные принципы, ствуют право быть собой, они в большей степени склонны которые понадобятся начинающим «кофеманам». креативно мыслить, слушать и говорить. Поэтому создание доброжелательной атмосферы и соответствующее оформ- Эффективный вопрос имеет 3 измерения: структуру, ление Кафе является очень важной его составляющей. рамку и допущение. Создание атмосферы начинается с приглашения посе- тить Кафе. В приглашении должно быть указано название Кафе, его тема или центральный вопрос, которые будут 1 Лингвистическая структура вопроса может либо открыть наше сознание для нового опыта и рефлексии, либо закрыть его. Сравните по эффективности следующие обсуждаться. Необходимо подчеркнуть, что это будет имен- несколько вопросов: но исследование проблемы (вопроса), а не обсуждение в формате «проблема-решение». - Вы довольны нашими деловыми отношениями? - Что в наших рабочих отношениях в наибольшей степе- Кроме темы Кафе должно иметь название. «Всемирное ни вам импонирует? кафе» - это общее название технологии. А Кафе, которое - Почему в наших деловых отношениях случаются взле- будете проводить вы, должно иметь свое частное название, ты и падения? которое подчеркнет его индивидуальность. Допустим, «Креативное кафе», «Дискуссионное кафе», «Межкультурное Пирамида эффективных вопросительных слов позволяет кафе» и т.д. Мы проводили «Креативное кафе» на тему «Как лучше ориентироваться, какие из них являются менее эффек- научиться быть изюминкой в бочке с изюмом?», и акцентом тивными, какие более. Слова внизу пирамиды являются мало- обсуждения делали возможность и необходимость научиться эффективными. Чем выше к пику, тем эффективнее вопроси- свободно высказывать, защищать и воплощать свои даже тельное слово. самые невероятные идеи. Оформление помещения, в котором будет проводиться технология (это может быть обычная аудитория либо настоя- 2 Вопросы важно уметь не просто правильно структуриро- вать, используя вопросительные слова, но и соотносить их с возможностями и потребностями ситуации. Например, в щее кафе), обычно выполняется следующим образом: следующих трех вопросах рамка постепенно расширяется: По возможности выбирается место с естественным - Как эффективно управлять нашей рабочей группой? освещением и хорошим видом из окна. - Как эффективно управлять нашей компанией? Столики (для 4–5 человек; менее 4 человек сузит воз- - Как эффективно управлять нашей сетью организаций? можные перспективы в обсуждении вопроса, более Если бы мы задали вопрос «Как управлять экономикой?», 5 человек сузит возможности для личного взаимодей- рамки тут же стали бы слишком широкими. Вопрос не должен ствия) располагаются в случайном порядке; не следует расширять границу за предел возможностей обсуждающих. расставлять их в прямые линии. Используются искусственные яркие скатерти, которые тэхналогіі покрываются двумя листами для флип-чарта. На каждый столик выставляются кружки или бокалы для вина, в которые раскладываются маркеры на водной основе, карандаши, ручки. Можно также положить стоп- ку белых салфеток. Участникам предлагается писать и рисовать на «скатертях» и салфетках. Ваза с цветами и свеча завершают композицию. Процесс коммуникации в Кафе сопровождается легкой Почему? музыкой. Как? Закуски и напитки должны быть выставлены за отдельным столиком. Что? 38 Этап третий: как правильно спросить? Кто? Когда? Где? Какой? Да/Нет? На самом деле, составление списка вопросов для Кафе - ключевой этап подготовки. Если вопросы будут составлены АДУКАТАР №2(18), 2010 удачно, ведущему не придется беспокоиться за ход и резуль- тат мероприятия. Обсуждаться может как один, так и несколь- ко вопросов, являющихся продолжением друг друга. Хорошо сформулированные вопросы притягивают энергию и наше внимание к тому, что действительно важно в 3 Природа языка такова, что большинство вопросов, так или иначе, содержат в себе допущения. Они могут раз- деляться или не разделяться группой, которая на них отвеча- обсуждаемой теме. Они не предполагают немедленных дей- ет. Например, вопрос «Как выстроить систему билингваль- ствий, они предполагают изучение, а не защиту собственных ного обучения в Беларуси?» содержит допущение о том, что убеждений. Желательно формулировать открытые вопросы, обсуждающие согласны с тем, что билингвальность - важная не предполагающие ответ «да» или «нет». Следует помнить, способность учеников. Эффективные вопросы ставят под сомнение многие общепринятые допущения. Например, какие допущения может поставить под сомнение следующий вопрос: «Как ликвидировать границу между Беларусью и Польшей?»? WORLD CAFÉ Для формулировки эффективных вопросов важно видеть допущения и использовать их в качестве инструмента. В следующих двух вопросах допущения инструменталь- но срабатывают с различным эффектом: - «Кто виноват, и что делать?» (допущение: ошибка и вина). Допущение в этом вопросе является «подушкой безо- пасности» для отвечающего, поскольку сам факт ответа зада- ет оборонительную позицию. - «Чему мы можем научиться из произошедшей ситуа- ции, и каковы наши перспективы?» Допущение в данном вопросе больше стимулирует рефлексию и сотрудничество между членами группы, ведущей обсуждение. Мы потратили на составление вопросов к Кафе «Как нау- читься быть изюминкой в бочке с изюмом?» в общей слож- ности около 8 часов. Во время первой встречи за 4 часа мы так и не смогли составить список, который бы удовлетворял всем критериям, и удовлетворял бы нас. Большинство вопро- сов были удачными лишь с первого взгляда, но если предста- вить необходимость их активного обсуждения и выход на новый уровень понимания, который, в свою очередь, может привести к новому уровню действий, становилось ясно, что вопросы не сработают так, как нам необходимо. В последнем случае вопросы являлись менее эффектив- Пришлось изучать дополнительную литературу. В библи- ными. Почему? Мы не сделали акцента на каждого конкрет- отечке хозяев Кафе на сайте, посвященном технологии, есть ного участника, задав рамку вопроса слишком широкой. ссылки на необходимую для этого литературу. К слову, если В результате участники размахнулись до решения медиацией вы хотите проводить хорошие Кафе, искусством задавать проблем демографии и снижения преступности, что, конеч- простые для понимания, но сложные для ответа вопросы но же, является фантазией, оторванной от профессиональ- придется овладеть. ной реальности каждого, как и от реальности в принципе. В конце концов, для 5 раундов Кафе по теме «Как стать Учитывая склонность наших людей к тотальному обобщению изюминкой в бочке с изюмом?» мы составили следующие в суждениях, вопросы обязательно должны содержать кон- вопросы: кретную рамку. Например, лучше, чтобы наш вопрос звучал следующим образом: «Какие проблемы учреждения, в кото- Первый раунд: какие наши идеи стоят того, чтобы быть ром я работаю, могут быть решены, если в нем будет созда- оценеными публично? на служба медиации?» Второй раунд: почему мы часто не реализуем свои идеи, хотя считаем их удачными? Третий раунд: как мы можем использовать эту группу, Алгоритм проведения чтобы помочь себе максимально самореализоваться? кофейной встречи тэхналогіі Четвертый раунд: если бы нам был гарантирован успех, Для начала определите количество раундов вашего Кафе и то что бы мы сейчас сделали? объясните правила посетителям. Каждый раунд обычно длит- Пятый раунд: какие наши идеи стоят того, чтобы быть ся 20–30 минут. Для оптимального обсуждения темы лучше оценеными публично? провести 3–4 раунда. Для сравнения также можем привести вопросы, которые Желательно на каждый столик положить памятку с были использованы для Кафе, целью которого была выработ- «кофейным этикетом» и ориентирами для «хозяина столика». ка видения служб медиации в различных учреждениях. Это Если нет возможности распечатать их для каждого столика, Кафе было финалом различных образовательных действий можно выписать на флип-чарт, который будет доступен для для специалистов из сферы образования (формального и обозрения на протяжении всего обсуждения. неформального), а также сферы услуг (например, туристиче- ских). Первый раунд: какие проблемы могут быть решены, Кофейный этикет 39 если будут созданы службы медиации? - Фокусируйтесь на том, что имеет значение. Второй раунд: какие препятствия нужно преодолеть, - Вносите вклад своими идеями. АДУКАТАР №2(18), 2010 чтобы создать эффективные службы медиации? - Говорите разумом и сердцем. Третий раунд: какова должна быть последовательность - Слушайте, чтобы понять. действий, чтобы внедрить медиацию в моем учреждении? - Комбинируйте идеи. Четвертый раунд: Как мы можем поддержать друг друга - Слушайте внимательно для возникновения инсайтов в последующих действиях, чтобы внедрить медиацию на и углубления обсуждаемых вопросов. достойном профессиональном уровне? - Играйте, записывайте и зарисовывайте - записи Пятый раунд: какие проблемы могут быть решены, если на салфетках приветствуются! будут созданы службы медиации? - Получайте удовольствие! Кафе, формируя, таким образом, новые группы для обсуж- Я – хозяин столика. дения. Каждый раз, перебираясь за новый столик, человек Что мне делать? приносит с собой нить разговора со своего предыдущего столика и вплетает ее в нити разговоров других путеше- ственников. Каждый новый раунд продвигает обсуждение - Напоминайте людям за вашим столиком кратко запи- на большую глубину. сывать ключевые взаимосвязи, идеи, открытия и более новые вопросы по мере их возникновения. Выведите на экран второй вопрос и объявите второй - Оставайтесь за столиком, когда группа уходит, и при- раунд. Обсуждение во втором раунде должно проходить с ветствуйте путешественников от другого столика. учетом идей первого раунда. Хозяин столика приветствует новую группу и кратко делится основными идеями, темами и - Кратко поделитесь основными открытиями, пришед- вопросами, обсуждаемыми здесь, а каждый «путешествен- шими в голову в процессе первого раунда, чтобы ник» делится идеей из своей предыдущей группы. Задачей другие могли провести параллели и связать их с второго раунда является соединение нитей идей первого идеями своей группы, обсуждаемыми в предыду- раунда из разных столиков с идеями, возникающими на дан- щем раунде. ный момент. К концу второго раунда все идеи в Кафе будут Также ведущим следует помнить о пяти возможных путях «скрещены» между собой. улучшения работы Кафе: Таким же образом следует действовать во всех раундах Используйте графического секретаря до последнего. В последнем раунде группы возвращаются к В некоторых случаях все обсуждения Кафе записываются своим «родным» столикам, а ведущий должен вывести на графическим секретарем, который зарисовывает групповые экран тот вопрос, который обсуждался в первом раунде, наработки на флип-чарте. таким образом, группы снова ответят на него, но уже синте- зировав все новые идеи. Иногда для последнего раунда ста- Совершайте графические туры вится новый вопрос для более глубокого исследования темы. Иногда участники вывешивают записи своей группы на стену, Благодаря удачно сформулированным вопросам, чтобы другие люди могли ознакомиться с ходом мысли груп- обсуждение в рамках нашего «Креативного кафе» было пы в ходе исследования той или иной идеи. очень бурным, регулировать его не было необходимости, Записывайте ваши инсайты поскольку увлеченные посетители итак проявляли достаточ- ную активность. Участники могут использовать большие стикеры для записи ключевых обозначений идей, которые помещаются на доску Нужно сказать, что еда и напитки не только не отвлекают, или стену, так, чтобы другие люди могли освежить идеи во но очень хорошо помогают процессу обсуждения. время перерыва. Возможно, вы замечали, как иногда быстро заканчиваются яблоки, орешки, печенье и другая еда, которая оказывается Создавайте дерево идей у вас под рукой во время мыслительного процесса? Так и во Стикеры группируются по степени сходства таким образом, время Кафе - первый раунд в этом отношении прошел спо- чтобы можно было просмотреть схожие идеи для планиро- койно. Но чем активнее становился процесс обсуждения, вания следующих шагов группы. тем чаще посетители обращались к заднему столику, и тем быстрее с него исчезала еда. Создайте историю Многие Кафе в качестве конечного продукта создают истории или книжки, которые могут быть продемонстрированы людям Этап пятый: после окончания работы Кафе. Графический редактор может как подытожить обсуждение? создать книгу рисунков и пояснительных документов к ним. По окончании последнего раунда следует провести общее Проводя свое «Креативное кафе» мы пошли по класси- обсуждение наработанных идей. Для этого необходимо дать ческому пути. Кафе было настоящим (в смысле того, что тех- высказаться каждому столику относительно своей первона- нология проводилась в помещении настоящего кафе). На чальной идеи и ее конечного результата. После этого можно тэхналогіі отдельном столе позади основных столиков для обсуждения задать всей группе следующие вопросы: мы поставили воду и закуски. Если бы в комнате было возможно только одно высказы- Столы мы накрыли бумагой для флип-чарта, поставили вание, то каким бы оно было? свечи, разложили маркеры и салфетки. Нам казалось, что Что можно считать самым глубоким вопросом, если участники, скорее всего, минимально задействуют записи на такой вопрос рассматривать в качестве результата бумажных салфетках или «скатертях», поскольку такая систе- обсуждения? ма не практикуется и не особо приветствуется в формальной Что мы узнали в результате прошедшего обсуждения? системе образования. В рамках «Креативного кафе» участниками было нара- Однако мы ошиблись. Наши «клиенты» с удовольствием ботано несколько интересных идей для возможной дальней- исписали половину салфеток, использовали листы для флип- шей деятельности, с которыми продолжается работа и сей- чартов, а также дополнительную бумагу формата А4. час. Например, возникла идея создания студенческого 40 Этап четвертый: братства, которое занималось бы организацией деятельно- сти и досуга студентов разных вузов по целому ряду направ- как правильно обсуждать? лений (например, спорт, активный отдых, решение социаль- ных проблем и т.д.). Сами студенты отметили, что деятель- АДУКАТАР №2(18), 2010 Выведите на экран первый вопрос и объявите первый ность БРСМ, которая ведется в этом направлении, не удо- раунд. Стимулируйте участников на то, чтобы они записыва- влетворяет их, поскольку является очень авторитарной и не ли, зарисовывали свои идеи на салфетках и больших листах дает возможности реализовать себя так, как этого хотелось бумаги в центре стола. Перед окончанием раунда (не толь- бы. В связи с этим постоянно возникает идея создать нефор- ко первого, но и всех остальных) попросите одного чело- мальное студенческое сообщество, которое те же пробле- века остаться за столом в качестве «хозяина», в то время как мы могло бы решать несколько другим образом. Конечно, в остальные участники выступят в роли «путешественников». чистом виде реализовать такую идею очень сложно, поэто- Их задача - перенести наработанные идеи и обсудить их с му при дальнейшем обсуждении она была трансформиро- иной точки зрения за другими столиками, то есть остальные вана в иной вариант, который планируется реализовать в участники расходятся по одному-двое за другие столики виде полноценного проекта. WORLD CAFÉ Второй идеей, высказанной молодыми людьми, явля- В каждом раунде есть несколько вопросов в рамках ется проведение тематических вечеров, посвященных общей темы, вокруг которых ведется обсуждение. Каждый каким-либо интересующим всех вопросам. Так, студенты с член группы выбирает себе вопрос, «хозяином» которого он удовольствием организовали бы сообщество, целью кото- будет являться, так что за 12 недель курса каждый хотя бы рого было бы взаимообогащение знаниями и опытом. 1 раз побудет в роли «хозяина столика». Такое сообщество могло бы собираться несколько раз в месяц и каждый раз готовить обсуждение какого-либо На первой неделе «хозяева» размещают какой-то вво- насущного вопроса. дный информационный документ, который становится введе- нием в вопрос, список соотносящихся с ним источников, В процессе обсуждения в Кафе вырисовалась еще одна предлагают для ознакомления свои мысли по этому поводу, а группа, которая готова была бы на волонтерских началах также представляют список вопросов, которые могли бы опекать бездомных животных и работать над созданием стать началом диалога. приютов для них. Причем таких любителей-волонтеров собралось достаточно много. Участники выразили желание и Обсуждение вопросов в рамках раунда происходит далее работать с этой темой и развивать ее в разных направ- одновременно. Учащиеся читают содержание обсуждения лениях. Например, соединить идею приютов, адаптации каждого «столика», пишут свои рассуждения, вступают в дис- животных и терапию животными, чтобы в принципе приви- куссии, дают ссылки на дополнительный материал, таким вать детям и взрослым соответствующее отношение к образом, вносят свой вклад в обсуждаемый вопрос. В пер- домашним питомцам. вую неделю нового раунда хозяева столиков прошлого раунда имеют возможность подвести итоги обсуждения Были высказаны идеи волонтерской помощи в рестав- своих вопросов. Предпоследняя неделя отводится на под- рации памятников архитектуры Беларуси, креативного готовку рефлексии происходящего и все документы вывеши- оформления домов, игровых площадок для детей, подъез- ваются в специальное «Рефлексивное кафе». дов, а также создания центра экологических человеческих отношений и т.д. Бо Гилленпалм считает, что виртуальные Кафе нисколько не менее эффективны, чем обычные (если их не путать с Каждая из этих идей является интересной и каждая заслу- он-лайн чатами, которые сейчас часто называют Кафе), живает внимания и дальнейшей разработки. Пока ведется поскольку, во-первых, участники быстро понимают, что каж- работа по написанию проекта лишь по одной из них, но в дый из них является в данном случае экспертом в обсуждае- будущем мы планируем вернуться ко всем, обсудить их со мой теме, включая их самих, во-вторых, участники имеют свежим подходом. И попробовать воплотить в жизнь. больше времени для рефлексии первичных и наработанных материалов, прежде чем включиться в обсуждение, в-третьих, материалы представлены визуально, что облегчает В каких областях процесс обучения значительному количеству членов группы, в-четвертых, у учащихся есть время найти дополнительные используется интересные ресурсы для дискуссии, в-пятых - группа может быть очень разнообразной как по культурным, социальным, «Всемирное кафе»? гендерным, так и по другим аспектам. Примеров использования Кафе множество - от образования до бизнеса. Например, ассоциация финансового планиро- вания в США с помощью этой технологии тщательно знако- мится с мнениями своих членов и помогает им построить совместное будущее, а Wells Fargo Bank использует «Всемирное кафе» для эффективного планирования. «Всемирное кафе» сейчас очень широко используется для обсуждения мировых климатических изменений и путей выхода из сложившегося кризиса. А в маленькой деревне в тэхналогіі Италии в форме Кафе была даже проведена конференция: 20 иностранных студентов собрались, чтобы вместе с профес- сорами обсудить вопрос о границах свободы в музыке. Интересным примером являются встречи «Всемирного кафе», которые были разработаны лидерами племени Маори, которые интегрируют традиционные племенные ритуалы в фасилитацию для достижения договоренностей между различными группами землевладельцев на разных стадиях освоения земель, проводимых в рамках 150-летне- Попробовав провести «Всемирное кафе» впервые, мы го договора. пришли к выводу, что любая технология, которая считается продуктивной, является таковой лишь тогда, когда выдержа- «Всемирное кафе» начинает использоваться в дистанци- ны все правила ее проведения. Это означает, что нужно онном обучении. Например, в магистерской он-лайн про- очень серьезно относиться к вопросам оформления, грамме МАОМ. Бо Гилленпалм, один из преподавателей этой программы, разработал свой курс «Концепции и методы использовать все необходимые технические средства, в полной мере выполнять правила проведения, серьезно 41 организационного развития» в формате «Всемирного кафе», относиться к разработке вопросов. В общем, соблюдать основываясь на тех принципах, которые используются при процедуру. В этом случае есть шанс надеяться на хороший АДУКАТАР №2(18), 2010 его не виртуальном проведении. Курс рассчитан на 12 недель результат. Если же пытаться обойтись без каких-то деталей с не более чем 9 учащимися. либо этапов, или не уделять внимания мелочам, результат будет «смазан». «Всемирное кафе» в этом отношении осо- Первым этапом является регистрация учащихся и пред- бенно показательно. ставление себя. На это уходит примерно неделя, поскольку люди не одновременно входят в интернет, находясь в разных Мы также видим большой потенциал для вариативности странах и в разных часовых поясах. Затем следуют 3 раунда тем, подходов и результатов, которые дает данная техноло- Кафе по 3 недели каждый, 11-ая неделя - это рефлексия гия, поэтому надеемся, что она будет активно использоваться наработанного в процессе обсуждения материала, а послед- в белорусском образовательном пространстве, также, как няя - обсуждение всего курса. это происходит в большинстве стран мира.

Мировое кафе (World Cafe)

Цели.

Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, органи­зовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.

Участники процесса.

Спонсор кафе (человек или группа, заинтересованные в про­ведении), «хозяин кафе» (фасилитатор или группа, помогающие управлять процессом), команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие), участники.

Обзор процесса.

Метод требует минимальной подготовки – определение темы и вопросов для обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия. Приглашением участников, организацией пространства для проведения кафе занимается группа дизайна.

Мероприятие:

Начало.

Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола».

Основная часть.

Несколько (минимум 3-4) раундов бесед с переходом за разные столики. Распределение участников показано на рис. 1. «Хозяева» остаются за своим столиком. Остальные участники переходят за другие столики. Задача «хозяев стола» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.

Рисунок 1 – Распределение участников за столиками в процессе проведения «Мирового кафе»

Завершение.

Возвращение участников за свой столик, обобщение идей «хозяевами стола»; создание галереи идей, консолидация основных идей, кластеризация основных идей.

Примеры проектов.

Использование обсуждения в стиле «Мирового кафе» для вопросов повышения безопасности производства помогло существенно снизить количество производственных травм в компании HP. В фармацевтической компании команда дизайна из 60 человек совместно с Д. Исааксом подготовила и провела «Стратегическое кафе» для обсуждения будущего развития компании. После этого успешного мероприятия в компании стали регулярно проводиться кафе для обсуждения различных бизнес-вопросов долгосрочного планирования, составления бюджета, взаимодействия с бизнес-партнерами и клиентами. И. Бастиен (Yvon Bastein), президент и генеральный директор канадского подразделения Sanofi-Sintelabo, так оценил резуль­таты регулярного применения данного метода фасилитации в компании: «За последние несколько лет мы очень быстро росли и развивались, наши показатели удвоились. Мы превзошли ожидания корпорации. Я не могу сказать, что это прямой результат наших разговоров в кафе или результат других вещей, которые мы также делали и которые также пришли благодаря обсуждениям в кафе. Но я хочу подчеркнуть, что «Мировое кафе» было уникальным опытом, так как я обнаружил, что это единственный процесс, который после­довательно связывает интеллект и эмоции в контексте бизнеса. А это является ключевым стратегическим преимуществом».

Достоинством этой методики, действительно способствующей прогрессу в процессе внедрения изменений, является «генерирование» присутствующими большого количества идей, тут же подвергаемых сомнению и критике и либо опровергаемых, либо принимаемых к дальнейшей работе. Также в процессе обсуждения в одном месте концентрируется и фиксируется модераторами значительный объем знаний и опыта присутствующих по данной теме. Кроме того, процесс обсуждения по схеме «Мировое кафе» создает условия для одновременного взаимного интенсивного обучения участников – такой «трансфер знаний» своего рода «побочный эффект» групповой работы.

Разумеется, участники подобного мероприятия должны быть очень дисциплинированы, чтобы равномерно распределить время между посещениями разных столиков «мирового кафе» и обсуждением проблемы с модераторами.

Чрезвычайно концентрированная, насыщенная дискуссия – вот что является желаемым продуктом для организаторов групповой работы по методике «Мировое кафе». Правда, при очень большом числе участников будет трудно собрать и должным образом обработать результаты работы всех столов. Поэтому высокие требования должны предъявляться к организаторским и лидерским качествам модераторов столиков «мирового кафе».


МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска
Шаврина Ирина Владимировна
заместитель директора по ВР/учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Мастер-класс
Тема. Организация деятельности педагога в условиях ФГОС НОО с использованием технологии «Мировое кафе».
Метод «Мировое кафе»
Технология организационного развития и изменений «Мировое кафе» (The World Cafe) -
это технология и искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке привычного кафе.
Метод «Мировое кафе» позволяет вовлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект участников и располагает их к масштабному, многоуровневому диалогу.
Метод зародился в Калифорнии, 1995 год. Авторы метода Хуанита Браун и Дэвид Айзакс. Они считают, что «здоровье любого сообщества определяется качеством разговора между его участниками».
Технология «Мировое кафе» идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия нестандартных решений. Важно, чтобы «все поговорили со всеми»; выработали общее видение проблемы; существует несколько точек зрения на один и тот же вопрос, и необходимо их упорядочить. Технология требует минимальной подготовки - определение темы и вопросов для обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия.
Цель «Мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».
Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений и оценок опытных специалистов.
А результатом такой работы должна стать «картина мира», полученная за весьма короткое время, отражение ситуации в умах присутствующих, иными словами, «срез общего мнения» по теме Круглого стола (в данном случае). Подробная рефлексия и наметки совместной деятельности за счет генерации идей.
Технологию проведения «Мировое кафе», могут применять в своей профессиональной деятельности учителя-предметники, методисты, классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и психологи.
Приглашением участников, организацией пространства для проведения кафе занимается ведущий.
Алгоритм действий
Участники Круглого стола делятся на группы в количестве 5-8 человек и распределяются за столиками под номерами от № 1 до № 7.
За каждым столиком постоянно сидит «хозяин» – модератор, а остальные участники – «гости» перемещаются от столика к столику всякий раз, когда объявляется новый круг смены темы и стола – «раунд обсуждения» (каждые 5-8 минут).
Каждому гостю хозяин выдает стикеры (не менее 3-4 -по количеству вопросов, обсуждаемых за столом), на которых гости должны написать свое видение темы, свой ответ на вопрос (свой опыт, свои идеи, рассуждения, ощущения, предложения).
После 3-4 раундов (когда круг замкнулся и гости вернулись к своему первому хозяину, за свой первый столик) проводится «сбор урожая» - анализ и подведение итогов Круглого стола. Происходит рефлексия, обозначение перспектив совместной работы. На «скатерти» - листах бумаги А-4 или ватмане, гости с помощью хозяина, размещают основные идеи и мысли, рожденные в ходе работы кафе по их теме всеми участниками кафе.
Завершается «Мировое кафе» презентацией от каждого стола. Делегаты от каждого столика (1-3 человека) сообщают остальным участникам свой результат - свои выводы ОБЩЕЙ работы по теме данного стола.
Вопросы для обсуждения модераторам-хозяевам столов.
Стол № 1 Тема: «Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь в ходе реализации ФГОС НОО (можно графически) Хозяин стола ___________________

Какие проблемы, мешают формированию УУД (кто, что, как)?
Что могут сделать педагоги для повышения уровня знаний современных школьников?
Стол № 2 Тема: «Успешный педагогический опыт и достижения в ходе реализации ФГОС НОО (можно графически). Хозяин стола ___________________
Вопросы от хозяина стола, на которые гости отвечают письменно на клейких листочках бумаги
Какие формы, методы, технологии используются на уроке в Вашей школе с учётом введения ФГОС НОО
Какие из них на Ваш взгляд считаете самыми эффективными?
Стол 3: Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
1. С какими проблемами вы столкнулись при организации внеурочной деятельности?
2. Пути решения возникших проблем организации внеурочной деятельности в вашей школе в процессе введения и реализация ФГОС?
Стол № 4 Тема: «Современные вызовы - угроза или ресурс для успешной работы по внедрению ФГОС НОО?» (можно графически) Хозяин стола ___________________
Вопросы от хозяина стола, на которые гости отвечают письменно на клейких листочках бумаги
1.Чем отличаются современные дети? Плюсы – минусы. «Успеваем» ли мы за ними или нам и не нужно «успевать»?
2. Какие современные формы, приемы, программы Вы используете в своей работе с детьми во внеурочной деятельности?
Стол 5: «Организация сотрудничества семьи и школы в условиях введения ФГОС НОО»
1. Какие направления и формы работы с семьёй на Ваш взгляд в рамках реализации ФГОС являются самыми эффективными и результативными
2. Какова роль родительской общественности в реализации ФГОС НОО?
Стол № 6 Тема: «Вопросы введения ФГОС НОО и новое понимание качества образования»
1. Какие методические приемы или педагогические технологии освоены или планируются к освоению педагогами Вашей школы в связи с введением ФГОС?
2. Какие предложения по методическому сопровождению может предложить Ваша группа?
Стол 7: Различные УМК, новшества методических рекомендаций к УМК с учетом ФГОС.
1. Какому УМК отдаете предпочтение?
2. Почему предпочитаете именно этот УМК?
Рекомендации ведущему и хозяевам стола
Этап
раунд Деятельность
ведущий «хозяин стола» Участники/ «гости» кафе
Вводный рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате;
знакомит с хозяевами столов приглашает гостей за столики;
фокусирует внимание на теме работы столика
Предлагает рассмотреть вопрос распределяются и объединяются в группы;
знакомятся с хозяевами столов
начинают обсуждать, искать ответы
Начальный раунд обсуждений (разговоров) во время разговора прохаживается вокруг столиков, поддерживает и подталкивает всех к участию;
вежливо сообщает, что настало время пересесть за другой столик и начать следующий
раунд разговора;
напоминает участникам, что следует фиксировать ключевые идеи, набрасывать схемы и рисовать на скатерти;
следит за тем, чтобы по возможности все ключевые идеи были записаны и
визуализированы, собраны и обсуждены;
напоминает участникам, что, если им некомфортно по какой-то причине за столиком, то они могут отойти в сторонку, записать свои мысли на стикере. без критики фиксирует помогает фиксировать идеи (не пропустить ни одной);
направляет вектор обсуждения в нужное русло (без явного вмешательства) получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос, записывают, зарисовывают и набрасывают ключевые идеи на стикерах -«скатертях» или делают заметки на стикерах ОДНО высказывание на ОДНУ стикер-«скатерть»
Раунд путешествий
(2 перехода) приветствует новых «гостей»;
вводит в тему разговора;
напоминает сидящим за столиком о том, что следует кратко записывать ключевые идеи, мысли, как только они «всплывают»;
при возвращении «своих» гостей после всех раундов, помогает разбирать все полученные в процессе работы идеи, мысли, рефлексии и помогает гостям сделать общий вывод по теме «своего» стола становятся путешественниками или «послами понимания, значений и смысла»;
в качестве новых участников стола дополняют имеющийся список своими идеями, для наглядности записывают
Окончательный раунд обсуждений (разговоров) возвращаются за свои столы и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на скатерти: например, выделяют несколько ключевых идей
Галерея идей
(«Сбор урожая»): - идеи столов озвучиваются Объединяет все высказывание в общее видение. Помогает выдвинуть 1-2 человек для презентации результатов работы» своего» стола участвуют в обсуждении, кластеризации идей, консолидации идей
Ссылки на источники:
Мартынова А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений. //Организационная психология. 2012 № 2. С 53-91. или на Официальном сайте журнала «Организационная психология» http://orgpsyjournal.hse.ru/data/2011/12/29/1262441531/OrgPsy_2011-2_Martynova_53-91.pdf
Официальный сайт журнала «Организационная психология» www.orgpsyjournal.hse.ru


Приложенные файлы

Калифорния, 1995 год. Небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса (Juanita Brown and David Isaacs) в Mill Valley. Никто из них не планировал создать социальную инновацию, которая быстро распространится по миру в следующие 16 лет.

Утром они расположились большим кругом во дворе дома, но их планы нарушил дождь. Переместившись в дом, участники спонтанно разделились на две группы, которые расположились за столами. Время от времени группы прерывались, чтобы поменяться столами и обменяться идеями. Общение оказалось гораздо плодотворнее, чем они могли себе представить.

Так появилось World cafe (Мировое кафе) - метод сфокусированного неформального обсуждения. Сегодня этот метод пользуется большой популярностью во всем мире. Существует много компаний, которые специализируются только на этом методе и тематических интернет-сообществ (например, www.worldcafe-europe.net ; theworldcafe.com ; www.theworldcafecommunity.org). В 2005 году Дэвид и Хуанита написали об этом методе книгу The World Cafe: Shaping Our Futures Through Conversations That Matter

На просторах интернета можно встретить еще одну версию первого проведения World cafe. Рассказывают, что в 50х - начале 60х гг в США в одном из кафе собрались промышленники. Раньше их никогда не собирали вместе, объединиться для решения общей проблемы было непросто. В то время в кафе использовались бумажные скатерти, и промышленникам предложили записывать на них все идеи, которые будут возникать в ходе неформальной беседы за чашкой кофе и сигарой.

Результаты обсуждения оказались впечатляющими, а сами участники не только нашли общий язык, но и объединились для дальнейшего взаимодействия. В дальнейшем подобные встречи неоднократно повторялись и всегда оказывались результативными.

Как бы там ни было, метод уникален. Он применяется для:

  • решения комплексных проблем,
  • получения ответа на несколько вопросов,
  • принятия нестандартных решений,
  • объединения нескольких точек зрения,
  • планирования групповой работы,
  • подведения итогов проекта, конференции, обучения, года,
  • обмена опытом.

С помощью «Мирового кафе» можно за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно.

Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Во время проведения World cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

Проведение обычно требует от сорока минут до трех часов в зависимости от количества участников и решаемых вопросов. От ведущего не требуется специальных умений и навыков: его задача - соблюдать тайминг и инструктировать участников.

Работа проходит в пять этапов:


Таким образом в рамках четкой структуры и понятных правил создается непринужденная доброжелательная атмосфера «World cafe». С помощью этого метода можно за период от сорока минут до трех часов собрать информацию, объединить видение, найти ответ на вопросы. Достаточно лишь соблюдать следующие принципы проведения:

  1. Оставайтесь в рамках контекста. Помните о цели мероприятия, выделите ключевые вопросы для обсуждения, пригласите для участия всех, кто обладает необходимой информацией.
  2. Создайте уютную доброжелательную атмосферу. Гостям «кафе» должно быть комфортно, и они должны высказываться без опаски. Поэтому в начале уделите внимание мотивации на активную работу.
  3. Подготовьте вопросы, которые помогут вспомнить необходимую информацию, запустят процесс генерации идей, повысят групповую энергетику, простимулируют обсуждение и помогут учесть все нюансы. Например: «О чем нам важно помнить? Это все, что необходимо для данного вопроса? Кто еще может нам помочь? Что позволило вам успешно выполнить задачу? Что надо улучшить в следующий раз?»
  4. Поощряйте участие каждого . Классическое использование методики подразумевает, что любой желающий принять участие в данном обсуждении должен иметь такую возможность. Подчеркивайте ценность мнения и опыта каждого.
  5. Используйте обмен разными точками зрения. Возможность переходить от стола к столу, привносить свежий взгляд, иное восприятие очень ценны. Это позволяет увидеть новые возможности и неожиданные решения, получить инсайты, почувствовать себя частью команды, важной составляющей общего успеха.
  6. Прислушивайтесь как к привычным идеям, так и к неожиданным. Умение слышать окружающих - один из важнейших факторов успеха «World cafe». Синергия коллективного мышления включается, когда каждый стремится не только высказаться, но и услышать, понять точку зрения, возможно кардинально отличающуюся от своей. Это позволяет проявиться информации, которую сложно получить в беседе один на один, сделать явными скрытые знания в компании.
  7. Делитесь коллективными открытиями. Последний этап Мирового кафе часто называют «урожаем» или «сбором урожая». В конце мероприятия идеи всех столов озвучиваются и объединяются в общее видение. Важно представить их наглядно и визуально понятно. Можно для этого использовать специальные графические шаблоны. О том, что такое графические шаблоны и как с ними работать, пойдет речь в одной из ближайших статей на нашем сайте.

Итак, метод «Мирового кафе» можно использовать как для сбора идей, так и для объединения накопленного опыта. Используйте его для подведения итогов конференции, обмена опытом перед стартом проекта, поиска нестандартного подхода, выявления скрытых знаний в компании. Общее число участников может быть от шести... практически до бесконечности. Попробуйте, это внесет разнообразие в ваши встречи, поможет сплотить команду и станет еще одним способом результативно пообщаться в неформальной обстановке.

Часто бывает так, что при решении проблемы метод индивидуального мозгового штурма не дает желаемых плодов. И не только потому, что одной головы мало, но и потому, что реализация тех или иных идей в практике работы образовательных организаций района - дело, требующее общей заинтересованности и коллективных усилий всего педагогического сообщества. Но чужие идеи и начинания не всегда находят отклик в сердцах… В случае, когда вся надежда в решении проблем - на коллективный разум и совместный труд, мы применяем в своей работе мозговой штурм в популярном формате «Мирового кафе».

С 2000-х годов в России начинает распространяться технология фасилитации, понимаемая как повышение групповой эффективности.

Фасилитацию можно определить с точки зрения:

  • процесса разработки, а также управления групповой структурой и процес¬сами, которые помогают группе эффективно выполнять свою работу, минимизируя общие проблемы, с которыми сталкиваются люди, работая вместе;
  • результата - помощи группе в том, чтобы стать лучше .

Групповая фасилитация помогает улучшить способы отождествления (распознавания) проблем и принятия решений за счет организации конструктивной совместной деятельности.

Одним из методов фасилитации выступает метод «Мировое кафе», уникальность которого в том, что он способствует вовлеченности и заинтересованности участников, открытости при генерации идей, содействует достижению изменений.

Калифорния, 1995 год. Небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса в Mill Valley. Утром они расположились большим кругом во дворе дома, но их планы нарушил дождь. Переместившись в дом, участники спонтанно разделились на две группы, которые расположились за столами. Время от времени группы прерывались, чтобы поменяться столами и обменяться идеями. Общение оказалось гораздо плодотворнее, чем они могли себе представить. Так появилось World cafe («Мировое кафе») — метод сфокусированного неформального обсуждения, авторами считаются Хуанита Браун и Дэвид Исаакс.

Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, органи¬зовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений, в том числе и нестандартных; планирования групповой работы, подведения итогов проекта, конференции, обучения, года.

Мы применяем этот метод в работе с педагогами и руководителями образовательных организаций нашего района. Он нашел положительный отклик всех участников, но самое главное - пришелся по душе организатора, поскольку позволяет не только находить интересные решения важных задач и проблем, стоящих перед системой образования района, но и мотивирует педагогическое сообщество на их решение: педагоги охотнее участвуют в реализации тех идей, авторами которых являются они сами.

Немаловажное для организаторов преимущество метода - в минимальной подготовке к проведению Кафе: определение темы и вопросов для обсуждения.

Участниками процесса являются:

  • спонсор кафе (человек или группа, заинтересованная в про¬ведении); в нашем случае - это Управление образования;
  • «хозяин кафе» и «хозяева столов» - группа, помогающая управлять процессом); к этой роли могут быть привлечены педагоги-практики, наиболее компетентные или наиболее заинтересованные в решении обсуждаемой проблемы: руководители РМО, школьные психологи, руководители образовательных организаций и их заместители и др.;
  • команда дизайна, которая помогает организовать и провести мероприятие; эту роль у нас традиционно выполняют педагоги, имеющие знание и опыт дизайнерской работы: учителя изобразительного искусства и технологии, педагоги-организаторы и др.;
  • «гости» - приглашенные участники: это педагоги и руководители образовательных организаций.

Один из основных принципов организации Мирового кафе - создание пространства открытости и гостеприимства. Гостеприимное пространство начинается с приглашения посетить Кафе. В приглашении должна быть указаны тема или центральный вопрос, которые будут исследованы.

Например, одна из встреч в формате «Мирового кафе», организованная нами для руководителей образовательных организаций, называлась Кафе «Разделяй и властвуй» и была посвящена теме «Организационная культура. Директор и его команда». Практическая цель этой встречи, которую ставили перед собой организаторы, - определить вид организационной культуры учреждения, выявить его достоинства и недостатки, пути развития организации. Текст приглашения для «гостей» Кафе был таким: «Хозяйка кафе «Разделяй и властвуй» приглашает Вас на встречу с друзьями и коллегами для определения путей развития Вашей организации. В программе: фуршет, игры разума, познание нового. Жду Вас в 12.00». Каналы коммуникации могут быть различными: устное приглашение (лично и по телефону), рассылка открыток, смс-информирование, приглашение в социальных сетях, использованием корпоративной почты и т.п.

Для успеха Кафе важное значение имеет выбор «хозяином» вопросов, которые «гости» будут исследовать во время разговора. Кафе может исследовать один вопрос или несколько, в их логическом развитии, в процессе нескольких раундов диалога. Удачными будут вопросы, которые просты и прозрачны, достаточно провокационны, порождают энергию для обсуждения, фокусируют обсуждение, исследование и уточнение, устраняют поверхностность в рассмотрении проблемы, открывают новые возможности, включают углубление рефлексии, помогают находить то, что полезно.

Так, например, в Тактическом кафе «Наши идеи - совместная реализация - успех педагога» проблемы в организации традиционных в районе площадок для саморазвития и профессионального самосовершенствования педагогов

  • районный тур конкурса «Педагог года Удмуртии», ежегодная методическая конференция, мероприятия по продвижению использования ИКТ. Основной вопрос, который был вынесен на обсуждение: как сделать так, чтобы участие в районных мероприятиях стало для педагогов шагом к достижению профессионального успеха?

Участникам Кафе были предложены темы: «Педагог года Удмуртии»: как «зажечь» звезду?», «Как сделать полезной методическую конференцию?», «Фестиваль ИКТ: быть или не быть?». Варианты вопросов, направляющих обсуждение, представлены в таблице1.

Таблица 1. Темы, вопросы для обсуждения в Тактическом кафе

Темы раундов обсуждения

Вопросы, направляющие обсуждение

«Педагог года Удмуртии»: как «зажечь педагогов»?

Каковы реальные цели мероприятия?

Мероприятие работает? Насколько оно эффективно?

Как сделать полезной методическую конференцию?

Как сделать так, чтобы мероприятие стало эффективным?

Для кого это нужно?

Как отследить нужность и продуктивность?

Фестиваль ИКТ: быть или не быть …

А зачем нам ЭТО нужно?

Событие: фестиваль или конкурс?

Что оценивать (сравнивать) творчество педагога или его учеников/совместный труд?

Также в приложении 1 представлены возможные темы для обсуждения в формате «Мировое кафе».

Таким образом, определение темы и вопросов для обсуждения является важнейшим подготовительным этапом и определяет успех всего мероприятия.

Проведение Кафе обычно требует от сорока минут до трех часов в зависимости от количества участников и решаемых вопросов. Важное значение имеет организация пространства Кафе для продуктивного диалога его «гостей». В помещении («кафе») расставляют столики, покрытые большими листами бумаги, позволяющими писать на них, делать пометки, рисовать, чертить (т.е. фиксировать информацию). От ведущего не требуется специальных умений и навыков: его задача - соблюдать временной регламент и инструктировать участников. «Хозяин стола» постоянно сидит за столиком, его основная задача - информировать новых участников обсуждения с результатами работы предыдущей группы и фиксировать новые идеи. Во время проведения World cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

В таблице 2 представлены основные виды деятельности участников Мирового кафе (за исключением группы дизайна, которая следит за внешним комфортом «гостей»).

Таблица 2. Алгоритм взаимодействия участников Кафе

Этап

Деятельность

ведущий

«хозяин стола»

участники

  • рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате;
  • ставит вопрос или тему на раунды обсуждения;
  • знакомит с хозяевами столов
  • гприглашает остей за столики;
  • фокусирует внимание на теме работы столика
  • распределяются и объединяются в группы;
  • знакомятся с хозяевами столов

Начальный раунд обсуждений (разговоров)

  • во время разговора прохаживается вокруг столиков, поддерживает и подталкивает всех к участию;
  • вежливо сообщает, что настало время пересесть за другой столик и начать следующий
  • раунд разговора;
  • напоминает участникам, что следует фиксировать ключевые идеи, набрасывать схемы и рисовать на скатерти;
  • следит за тем, чтобы по возможности все ключевые идеи были записаны и
  • визуализированы, собраны и обсуждены;
  • напоминает участникам, что, если им некомфортно по какой-то причине за столиком, то они могутотойти в сторонку, записать свои мысли на стикере, затем приклеить на скатерть
  • без критики фиксирует идеи;
  • направляет вектор обсуждения в нужное русло (без явного вмешательства)
  • получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос, записывают, зарисовывают и
  • набрасывают ключевые идеи на скатертях или делают заметки на стикерах

Раунд путешествий

(2 перехода)

  • приветствует новых «гостей»;
  • вводит в тему разговора и рассказывает о том, что наработано предыдущей группой;
  • приглашает гостей соединить и
  • установить связи с идеями, принесенными из предыдущих разговоров;
  • внимательно слушает и встраивает в общую копилку вклады участников;
  • напоминает сидящим за столиком о том, что следует кратко записывать ключевые идеи, мысли, как только они «всплывают»;
  • фиксирует слоганы, девизы, «крылатые» выражения
  • становятся путешественниками или «послами понимания, значений и смысла»;
  • переносят идеи, темы или вопросы в свои новые разговоры;
  • в качестве новых участников стола дополняют имеющийся список своими идеями, для наглядности записывают их маркером другого цвета, возможно, в другом секторе листа

Окончательный раунд обсуждений (разговоров)

  • возвращаются за свои столы и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на скатерти: например, выделяют несколько ключевых идей

Галерея идей

(«Вернисаж бумажных скатертей», «Сбор урожая»): - идеи столов озвучиваются и объединяются в общее видение, представляются наглядно, чтобы обеспечить их понимание всеми участниками

задает вопросы:

О чем нам важно помнить?

Это все, что необходимо для данного вопроса?

Кто еще может нам помочь?

Что позволит успешно выполнить задачу?

Что надо улучшить в следующий раз?

  • презентует результаты работы групп
  • участвуют в обсуждении, кластеризации идей, консолидации идей

Главным достоинством мозгового штурма в формате «Мирового кафе» является то, что его участники во время импровизированных путешествий от стола к столу генерируют большое количество идей, которые тут же подвергаются сомнению и критике и либо опровергаются, либо принимаются к дальнейшей работе. Происходит взаимное обучение участников за счет сосредоточения и фиксации значительного объема знаний и опыта присутствующих по обсуждаемой теме.

Практика использования данного метода в работе нашей методической службы показывает, что за короткое время работы Мирового кафе можно объединить и сплотить совершенно разных людей для дальнейшего совместного и эффективного решения имеющейся проблемы. Неформальная дружественная атмосфера способствует открытости при рождении идей и последующем их обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Применение метода «Мировое кафе» особенно актуально при работе с педагогами, поскольку, по оценкам специалистов, этот метод наиболее эффективен при управлении изменениями, так как позволяет сконцентрировать общие усилия на выявление и анализе проблем, выработке решений. Современный этап развития системы образования - это этап как парадигмальных, так и тактических изменений в организации образовательного процесса, который должен обеспечивать достижение новых результатов, соответствующих требованиях ФГОС. Именно поэтому метод «Мирового кафе» стал для нас одним из ключевых способов работы с педагогическим сообществом района, дал нам ценный опыт построения новых отношений с педагогами и руководителями образовательных организаций, а им, в свою очередь, с учащимися и их родителями.

Литература:

    Абашкина О. Что такое world cafe? // Справочник по управлению. 2011 № 2. URL: Официальный сайт pro-personal http://www.pro-personal.ru/journal/474/222347/?month=01&year=2013

    Мартынова А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений. //Организационная психология. 2012 № 2. С 53-91. URL: Официальный сайт журнала Организационная психология http://orgpsyjournal.hse.ru/data/2011/12/29/1262441531/OrgPsy_2011-2_Martynova_53-91.pdf

  1. Принципы проведения The World Cafe Всемирного (интернационального) кафе. Адаптированный перевод М. А. Пронина и Р. Афтанделяна при участии Е. Марчук. http://www.theworldcafe.com/translations/worldcafe-principles-rus.pdf
  2. URL: Официальный сайт The World Cafe 1. http://www.theworldcafe.com/
Включайся в дискуссию
Читайте также
Римский клуб - что такое?
Налог для физических лиц за фриланс без ип в беларуси
Черная полоса в жизни, что делать когда все плохо